Наталья ЗЫБАРЕВА, классный руководитель, колледж градостроительства, транспорта и технологий №4:
- Профессии классного руководителя нигде не учат, нет кода и наименования по направлению подготовки «Классный руководитель», каждый готовит себя сам. Как же это происходит?
Как правило, классный руководитель - это учитель-предметник. А это значит, что у него есть не только педагогическое образование, но и опыт ежедневного вхождения в класс и управления образовательными результатами своих учеников и учеников из других классов, часто очень разных - по возрасту, уровню подготовки, количественному составу. Конечно же, классный руководитель опирается на опыт своих коллег, обращается к ним за советом. Кто-то читает специальную литературу, кто-то черпает вдохновение в художественных произведениях, кто-то ищет точки роста, принимая участие в профессиональных конкурсах. А кто-то собирает все это, пропускает через себя и начинает выстраивать собственную образовательную траекторию, траекторию личностного развития и роста классного руководителя. Только научившись управлять самим собой, можно делать заявку на управление классом.
На мой взгляд, современному классному руководителю очень важно владеть навыком управления движением вперед, как своим, так и своих учеников. Что это значит? Это значит управлять развитием интереса, не навязывать свой, а увидеть и сопровождать развитие интереса учеников. При этом следует понимать, что интерес ребенка не постоянен, он может измениться, порой достаточно резко, ведь растущая и развивающаяся личность находится в поиске. Поэтому для меня очевидно, что классный руководитель управляет изменяющимися интересами растущей личности.

Мария СИЛКИНА, классный руководитель Курчатовской школы:
- Умение управлять - ключевое в работе классного руководителя, а точнее, руководителя класса, ведь основная его функция - руководить (или управлять) разными составляющими образовательного процесса. Классный руководитель является самым близким к ребенку человеком внутри системы образования, и помимо управления образовательным и воспитательным процессом ему необходимо управлять и самим классом как живым организмом со своими потребностями, особенностями и возможностями. Важно понимать и чувствовать внутреннее настроение класса, уметь реагировать на маркеры поведения.
Самый главный вызов сейчас, отметил в одном из интервью Герман Греф, - скорость изменений и управления ими. Очевидно, что если ты меняешься медленнее, чем среда, то не можешь не отставать. Что, на ваш взгляд, сейчас должен в этой связи делать классный руководитель? Какова его роль в управлении изменениями?

Наталья ЗЫБАРЕВА:
- Проще всего управлять изменениями в своих учениках своим активным примером. Для этого у классного руководителя должно быть сформировано представление о перспективах собственного развития, поставлены цели, которых можно достичь в ближайшее время (например, написание научной статьи, разработка серии уроков для МЭШ, план путешествия на выходные, праздники, каникулы).
Что классный руководитель может для этого сделать? Вариантов достаточно. Например, можно составить карту движения к цели - индивидуальную для каждого ученика и общую для целого класса. Указать в ней все ресурсы, необходимые для достижения цели, спланировать этапы. Карта эта может иметь совершенно любой вид: подойдет план, схема, график - все что угодно. Все, что эффективно и удобно именно вашим ученикам. После определения индивидуальных целей (посмотреть фильм, запустить воздушного змея, прочитать книгу) можно проверить, есть ли совпадающие цели в классе, и осуществить их вместе или посмотреть, может, цель одного является средством для достижения цели другого (цель - посмотреть фильм, средство для достижения цели - нарисовать комикс по этому фильму).

Мария СИЛКИНА:
- Москва - город возможностей, он стремительно меняется и развивается, а соответственно стремительно изменяются и все его сферы. Активно развивается и московское образование: появляются новые проекты, онлайн-ресурсы, ассоциации, возможности и требования. Учитель московской школы, и особенно классный руководитель, должен не просто успевать за развитием города (то есть уметь работать со всеми новыми форматами сам и, что главное, использовать их для развития своих учеников), но и научить своих учеников использовать новое и современное с пользой для достижения поставленных целей и собственного развития. А это значит - двигаться вперед. И это движение должно быть управляемым, на этом пути именно классный руководитель - та сила, которая организует результат ребенка.

Пресс-служба Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы