Игра способствует формированию процесса познания (в том числе и самопознания), выступая своеобразным фундаментом для его построения. В это время ребенок учится продуктивно общаться, адекватно распознавать и проявлять свои эмоции, а также воспринимать их извне. Ему становится доступно умение слышать и слушать других, четко формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь. Игра становится значимым моментом и источником развития процесса воображения, а также раскрытия творческого и личностного потенциала ребенка.
Лев Выготский отмечал: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом)». Одним из эффективных вариантов такого продолжения является создание современной школьной игротеки.
В чем польза игры в школе:
1. Формирование в доступной и увлекательной форме умения учиться.
2. Развитие программирования, регуляции и контроля деятельности.
3. Развитие познавательных способностей и творческого мышления.
4. Содействие развитию самопознания и самосознания обучающихся.
5. Создание благоприятной психологической атмосферы.
6. Формирование навыков работы в команде.
7. Формирование умения справляться с трудными ситуациями.
Школьная игротека - это собрание разнообразных по тематике, цели использования и способам применения игр, а кроме того, это специально сконструированные игровые зоны-кабинеты, спроектированная предметно-развивающая и социально-коммуникативная среда в учебном пространстве.
Как организовать игру? В 1‑2‑х классах в структуре игры значимым будет создание увлекательного сюжета, развитие интересных событий (спасти кого-то, найти клад). В 3‑4‑х классах акцент начинает смещаться в сторону включения в игру проблемной ситуации (одной или нескольких). Объединяющим моментом использования настольной игры в начальной школе является выстраивание совместно-распределенной деятельности и грамотной коммуникации участников.

Людмила КРАВЧУК, учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы;
Екатерина МАСКИНСКАЯ, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы