Викторины для детей разного возраста - вещь не новая. Две или больше команд, ведущий с интересными вопросами, победитель с наибольшим количеством баллов - об этом знают все. Отличие STEM-викторины заключается в принципиально ином подходе! Она существует не сама по себе, а как часть целой череды приключений для школьников. С чего же начать? Конечно, с выбора темы. Например, «Времена года». С помощью цикла событий мы можем ознакомить ребят с явлениями природы, поведением животных и птиц, свойствами воды, приборами для измерения температуры воздуха, скорости ветра, атмосферного давления. Но делать это мы будем не с помощью лекций, а с помощью экспериментов, опытов и открытий! Это и будет подготовительным этапом к нашей STEM-викторине!
Продумываем, как в интересном для школьников формате подготовить их к викторине? Это может быть экскурсия на метеорологическую станцию, организованный в классе праздник науки с элементарными опытами, знакомящими со свойствами воды и воздуха, также можно пригласить ребят в зоопарк, где зоолог и орнитолог расскажут интересные факты о жизни животных и птиц в разное время года. Не забываем и про презентацию проектов среди учеников на тему явлений природы.
И, наконец, объявляем дату викторины «Времена года». Традиционно заготавливаем множество тематических вопросов для участников, создаем атмосферу праздника, продумываем символический приз для команды-победительницы. Можете быть уверены, ребята будут активны, позитивны и удивят вас широким кругом познаний. А итогом всей нашей большой, долгой, кропотливой, очень увлекательной и познавательной совместной работы станет создание своей метеостанции. На ней можно установить уличный термометр и барометр, а также своими руками смастерить несколько приборов:
- флюгер, чтобы определять направление ветра;
- измеритель количества осадков (дождя и снежного покрова) в виде вертикальной линейки;
- определитель облаков (специальная рамка, которая подскажет тип сегодняшних облаков).
А если хотите, чтобы память о STEM-викторине осталась надолго, то можете на своей метеостанции разместить информацию о команде-победительнице с фотографиями участников. Очевидно, что все этапы работ - от подготовительного до завершающего - займут от нескольких недель до нескольких месяцев. Но в этом есть свои плюсы. Весь этот период ребята будут объединены общей идеей, общими стремлениями и предвкушением новых открытий.
Есть и другой вариант проведения STEM-викторины. Все события за один день! Мы, как обычно, делим детей на команды. Но после каждого вопроса или задания участникам дается большой отрезок времени (например, 30 минут), чтобы под руководством педагога (а возможно, и с помощью специалистов в какой-либо области) в результате опытов и экспериментов ребята сделали важные для себя открытия, добыли необходимую информацию и нашли правильный ответ либо смастерили прибор в соответствии с заданием. Такой вариант STEM-викторины потребует длительной подготовки, тщательного подбора реквизита, привлечения специалистов (например, метеорологов, зоологов, орнитологов…), но эта игра стоит свеч!
Теперь вы знаете, что такое STEM и как в эту технологию вписывается викторина. Этап №1 - выбираем тему!

Досье

Что такое STEM? Это подход в образовании, который не дает знаний по отдельным предметам, а позволяет усваивать их в связке друг с другом в рамках выполнения комплексных учебных проектов. В таком школьном проекте найдется место знаниям по математике и химии, биологии и отработке социальных навыков, а также развитию эмоционального интеллекта. Именно STEM-технология позволяет развивать компетенции, которые нельзя получить в привычных форматах. Аббревиатура STEM означает: Science - «наука», Technology - «технология», Engineering - «инжиниринг», Mathematics - «математика».

Елена АНОХИНА,
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки
города Москвы