Аз да буки, а потом науки

В последние годы в нашей стране День славянской письменности и культуры отмечают повсеместно, однако ежегодно выбирается город - своеобразная столица торжества. В этой роли успели побывать Мурманск и Новгород, Кострома и Владимир, Москва, Псков и другие города страны. Воронежу эстафету передал Новосибирск.

Вообще-то официальное празднование началось еще 22 мая - с открытия книжной и фотовыставок, а также с областного детского фестиваля художественно-изобразительного творчества «Святая Русь! Храни себя, храни...» Но уже примерно к середине последнего весеннего месяца любому воронежцу, кто хоть немного слушает местное радио, смотрит ТВ и листает газеты, стало казаться, что вся окружающая жизнь посвящена празднику славянской культуры и письменности. Только ему!

...«Во вторник, 29 апреля, в 12 часов в областной библиотеке имени Никитина на празднике «Аз да Буки, а потом науки» состоялось награждение студентов - авторов лучших творческих работ, победивших в конкурсе «Православие в начале третьего тысячелетия», посвященном Дню славянской письменности и культуры и святителю Митрофану Воронежскому...» Или вот совершенно потрясающая информация: «15-16 мая в Воронеже прошел областной фестиваль кулинарного искусства, приуроченный в нынешнем году к Дню славянской письменности и культуры... Цели этого мероприятия - насыщение потребительского рынка качественными услугами, совершенствование традиций кулинарного искусства, установление прочных деловых контактов среди кулинаров области».

Улыбаетесь? А ничего смешного-то и нет. Почему, в самом деле, не приурочить фестиваль кулинарного искусства к празднованию славянской письменности и культуры? Ведь культура - настолько обширное понятие, что в нем обязательно найдется местечко и для правильного вкусного питания, и для кулинарных изысков. Настоящая русская, или, если хотите, славянская, кухня - это тоже своего рода шедевр!

Воронежцы максимально «раскрутили» марку праздника, чтобы всем стало понятно, какое значение он имеет. Пусть в этот раз в одной отдельно взятой области, но из года в год столица торжества меняется, и мы получаем возможность прочувствовать момент зарождения наших и письменности, и культуры, и славянского братства. А заодно осознать, что да, действительно, не хлебом единым живы, и есть события и люди, легко шагающие через эпохи и тысячелетия.

Когда подготовка к торжеству и его ожидание достигли высшей точки, казалось, сам праздник может и не оправдать возложенных на него надежд. Однако уже накануне, 23 мая, стало ясно, что все только начинается. Утром - большая спортивная эстафета прямо в центре города («Спорт - тоже часть нашей культуры, поэтому без него нельзя», - говорили организаторы), одновременно - открытие Поклонного креста при въезде в Воронеж по московской трассе (крест в данном случае как символ защиты для города и его жителей). В это же время начала работу международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие», на которую съехались ученые практически из всех славянских государств. В программе - более 80 докладов по истории, языкознанию, славянской культуре, краеведению. Такие конференции - сложившаяся традиция празднования, проводятся они ежегодно.

В тот же день вечером в Театре оперы и балета состоялась премьера обновленного «Лебединого озера», а в областном Музее имени Крамского открылась Всероссийская художественная выставка «Наследие» - около тысячи работ художников из 32 городов России.

В Покровском кафедральном соборе прошло Всенощное бдение и прославление в лике святых святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, которого Серафим Саровский называл своим «старшим братом, великим Божиим архиереем».

И все-таки одним из главных событий дня стало открытие памятника святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому и духовному наставнику Петра I, благословившему царя на многие великие дела, в том числе и на строительство Санкт-Петербурга. Недаром сопредседатель оргкомитета праздника митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, прибывший на празднование, сказал накануне, что трехсотлетие Петербурга начинается в Воронеже - слишком многое в истории той эпохи связано с именем святителя Митрофана. Бронзовый шестиметровый памятник весом в две с половиной тонны поставили перед Благовещенским собором, пока еще не достроенным, но обещающим быть одним из самых красивейших храмов Воронежа.

В тот же день я увидела этот собор в миниатюре: профессиональный, до мелочей выверенный макет, сделанный руками детей из студии «Юный мастер» (руководители Алексей и Александр Киселевы). А рядом с Воронежским Благовещенским собором Московский Храм Христа Спасителя и Киевский Андреевский собор. И вся эта красота - в обычной воронежской школе № 5 имени Феоктистова, где открылась областная детская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Мастера и подмастерья». Рассказывает Галина Рослякова - главный специалист областного управления образования:

- Вся выставка посвящена библейским сюжетам, то есть, прежде чем взяться за дело, ребенок обязательно знакомился с Библией, а потом еще и составлял пояснение к своей работе: что он делает, почему выбрал именно этот сюжет и как его понимает. Конкурс мы начали готовить два месяца назад и, честно говоря, даже не ожидали, что будет столько желающих. Всего поступило около трехсот заявок практически из всех районов области, а самих работ оказалось еще больше! Самому юному участнику всего шесть лет, много коллективных работ. Сами видите, один только Грибановский район почти целую выставку привез. Три дня работало жюри - очень компетентное, в нем и заслуженный художник России, и преподаватели из художественной школы, и наши педагоги дополнительного образования. Мы постарались наградить как можно больше ребят. Знаете, сначала волновались, ведь никогда подобного конкурса еще не проводили, как-то все получится? А сейчас видим: отлично получилось. У посетителей - и детей, и взрослых - интерес к выставке очень большой, смотрят, обсуждают, на свой вкус выбирают лучших.

Между прочим, выбрать действительно нелегко. То ли это привезенные из Грибановки Адам и Ева (почти что в натуральную величину) в райском саду, то ли панно «Рождение Иисуса», созданное ученицей пятой школы Шерстняковой Юлей, а может, коллективная работа «Пасхальная композиция»... Увидев среди конкурсных работ настоящую пасочку - с румяными боками и покрытую сверху белой глазурью, я, почти что облизываясь, решила познакомиться с ней поближе: неужто с пасхальных торжеств осталась? Кулич оказался... поролоновым! Рядом лежали три крашеных яйца, ажурно оплетенных бисером, стояли две красивые свечи, а в корзинке сидели маленькие желтые цыплята (тоже почти как настоящие)... Дерево, тесто, рисунки, вышивка, бисер, кружево, соломка, даже перья - не перечислить все те материалы и техники, в которых изготовлены работы. Интересно и то, что подарки победителям конкурса приготовил областной родительский комитет. Его председатель Татьяна Алехина, не переставая восхищаться мастерством и терпением детей и их педагогов, сказала, что награждать таких талантливых ребят - одно удовольствие.

Грамоты и призы вручал начальник Главного управления образования области Яков Львович:

- Впечатления превзошли ожидания! Дети успешно справились сразу с несколькими задачами: раскрыли достаточно глубоко, а в некоторых работах и детально различные библейские сюжеты, одновременно постарались показать характеры библейских персонажей и выполнили все это в прикладном декоративном творчестве. Удивительно, насколько наши ребята увлечены этим! Такое отношение нельзя воспитать разово, а значит, надо вести речь и о заслугах педагогов. Они бесспорны. В детских работах чувствуется отношение к Книге книг - Библии, и то, что оно формируется в школах, - это хорошо.

Благословение и благодарность митрополита участникам выставки передал настоятель Тихвино-Онуфриевского храма иерей Андрей, пришедший поздравить школьников с праздником славянской письменности и культуры. Отец Андрей в пятой школе - частый гость и потому, что ведет православные беседы с учениками, и потому, что здесь учится его ребенок. Надежда Золотарева, директор школы № 5, говорит, что достаточно долго искала наиболее приемлемую форму приобщения детей к православным знаниям и культуре. Оказалось, что человека, который мог бы профессионально преподносить такие знания школьникам не только с религиозной, но и с педагогической точки зрения, тоже подобрать нелегко. У отца Андрея это получается, ребята идут на его беседы по желанию, никто их в классе насильно не удерживает.

- Отец Андрей беседует с детьми просто потому, что мы его попросили, - продолжает разговор Ольга Мищенко, зам.директора по воспитательной работе. - Он находит время и приходит, побывал уже почти в каждом классе, дети его слушают внимательно. Какой-то особой программы факультативных занятий в этом направлении у нас нет, а просветительские занятия есть.

- А если ребенок вообще не верит в Бога или его семья исповедует другую религию?

- Конечно, всегда есть дети, которые просто ни во что не верят, и мусульмане у нас в школе есть. Ничего страшного, дружим! А когда батюшка приходит, они, как правило, не слушают, могут уйти. У них чувство причастности к своей религии очень сильное. Но это их право. Я считаю, что хотя бы в общеобразовательном плане наши дети должны знать свою религию. Православие очень тесно связано с историей и культурой русского народа.

Накануне праздника об этом говорили во всех школах и вузах области. Фундаментальная библиотека Воронежского педагогического университета подготовила несколько книжных выставок, организовала библиотечные чтения, где шла речь и о первой государственной библиотеке на Руси, и о первых школьных библиотеках. На филфаке прошла своя научная конференция, а еще студенты - будущие учителя - провели устный журнал «Храмы России», участвовали в областной благотворительной акции и даже подготовили собственную коллекцию моделей одежды «Славянский стиль».

Кульминация праздника принесла воронежцам и гостям города (а таковых пригласили около 600 человек) новые события. С утра Божественная литургия в Покровском соборе, потом Крестный ход по главной городской улице к Благовещенскому собору. Там праздничный молебен и передача вечевого колокола от Новосибирска Воронежу. Мероприятия светские сменяют церковные. Митрополиты и губернаторы везде вместе, народу - тьма, кто-то просто «глазеет», кто-то спешит поздравить с празднеством главных чиновников, кто-то - получить благословение у церковных пастырей. Я отправляюсь на выставку художественных народных промыслов и ремесел «Славянские узоры», разместившуюся в центральном городском сквере - Кольцовском. Добраться до него в эти праздничные дни можно только пешком: с пятницы по воскресенье Воронеж гуляет, поэтому в центре движение транспорта перекрыто напрочь. Изредка попадаются машины с бумажкой «Пропуск» на лобовом стекле. В пятницу - рабочий день календаря - трудящийся народ, опаздывая на работу, злился и отпускал зловредные шуточки в адрес областных чиновников: «Праздник для себя и для друзей, остальные ходят пешком!» Тогда и вправду было что-то непонятное: подъезды к центру перекрыли не только на главной улице, но и на, так сказать, запасных, по которым в «пешеходные» праздничные дни пускают в объезд городской транспорт. В субботу объездные пути заработали, стало чуть легче.

Если уж зашла речь о проблемах земных и суетных, нелишне ответить на один из самых частых в эти дни обывательских вопросов: а сколько все это стоит? Дорого, господа, очень дорого. Как сообщили журналистам на пресс-конференции, 12 миллионов рублей из областного бюджета и еще столько же - «гуманитарная помощь» из Москвы. Таким образом, официальная «цена вопроса» - 24 миллиона. Наверняка одним из самых дорогостоящих удовольствий оказалось строительство сцены и зрительного «зала» на центральной площади города прямо под открытым небом. Именно тут в полночь финишировал День славянской письменности и культуры: полуторачасовую музыкально-драматическую композицию «В начале было слово» в прямом эфире транслировал телеканал «Культура», завершающие титры шли на фоне воронежского фейерверка. Партер на 400 мест сумел вместить только VIP-персон с семьями. Те, которые не сильно «вип», а лишь чуть-чуть, получили по одному билету и пришли на концерт в одиночку. Остальные воронежцы, тесно прильнув к металлическим ограждениям по всему периметру площади, слушали и наблюдали концерт на больших экранах рядом со сценой. Или делали это уже дома, сидя на диване.

Но это было ночью, а днем, отправляясь в город на гулянье, народ запасался напитками, большей частью безалкогольными: стояла жара, палило солнце, и смотреть на всякие торжественные мероприятия без панамки и бутылочки лимонада было невмоготу. Кстати, об алкоголе. Только глубоким вечером стали попадаться загулявшие сверх меры братья-славяне, но и они в основном вели себя спокойно. В целом создалось впечатление, что основная тема праздника своим достоинством и величием осенила даже буйных гуляк. По центру города текли толпы в основном семейного люда, многие шли с маленькими детьми. Хотя, конечно, днем ребятни было значительно больше.

В Кольцовском сквере для детей раздолье: можно упросить папу купить глиняную свистульку и уже через минуту пытаться «пересвистеть» мальчика справа. Можно выпросить у мамы рублей пятьдесят и выбрать тканый пояс-оберег, повязать его вокруг головы или на талию и чувствовать себя почти древнеславянской девушкой! Все вокруг свистит, поет, наигрывает на каких-то подчас диковинных инструментах, а поверх ярмарочно-праздничных звуков сочно переливается колокольный звон...

Самые красивые глиняные игрушки-свистульки у Марины Перепелицыной - педагога дополнительного образования Дома школьников Центрального района Воронежа:

- Наше объединение называется «Живая глина». Дети лепят с удовольствием, как мальчики, так и девочки! Желающих заниматься много. Сюда на выставку я принесла не только их работы, но и свои авторские: декоративные тарелки «Виды Воронежа», вазочки, подсвечники. В свободное время занимаюсь в мастерской...

Следующая моя собеседница рукодельница Марина Савенкова, доцент, кандидат искусствоведения, прямо на глазах честной публики ткет узорчатый пояс:

- Я преподаю ткачество в Воронежском художественном училище и в государственном педагогическом университете. Занимаемся возрождением народных ремесел и промыслов, готовим преподавателей, они дальше в школы идут обучать детей. Пояса - это забытые техники, ткутся на дощечках. Старинные изделия практически не сохранились, лишь в музее есть единичные этнографические материалы. Народных мастериц даже в районах не осталось. А я ездила в Москву, ткачеству поясов училась у Кожевниковой Ларисы Александровны, собирателя народных промыслов. Эти пояса носил каждый древнерусский человек - и мужчина, и женщина. Пояс дарился вместе с крестиком каждому новорожденному и потом сопровождал его всю жизнь. Каждая одежда подпоясывалась, и еще пояс носили на голое тело, под одеждой. Снимался он только в одном случае: когда человек собирался волхвовать, колдовать. Слово «распоясался» как раз отсюда и пошло: кто-то снял пояс, значит, начинает творить колдовские действия. А с принятием христианства на Руси древний оберег соединился с христианскими традициями. Поэтому появились пояса с молитвами - защитные: «Господи, спаси!» Это коротенькое обращение, но бывает, с целыми цитатами из молитв делают. Кто сейчас носит эти пояса? В основном используют фольклорные ансамбли, священники тоже носят. Можно использовать просто как сувенир или декоративную деталь в интерьере. Долго ли ткать один? Если с надписью - это сложная техника, на такой пояс уходит дня два. А для короткого несложного пояса большую часть времени занимает подготовка к ткачеству - долго готовить нити, заправлять дощечки...

Иду на колокольный звон. Рядом с фонтаном установили небольшую звонницу, ребятня рвется к колоколам и колокольчикам. А когда за дело берется настоящий звонарь, мальчишки и девчонки буквально раскрывают рты от удивления и восхищения. Чего уж говорить о детях, когда взрослые слушают как зачарованные! И хотя для воронежцев такое не в диковинку - в городе уже больше десяти лет существует свой колокольный завод, - все равно перезвоны неизменно собирают публику. Затих последний звук, звонарь с улыбкой вытащил беруши, подхожу знакомиться:

- Зовут меня Олег. Работаю в фирме «Вера» звонарем уже года два-три. Трудно ли этому учиться? Да, трудно. И мастер-учитель нужен, а когда его рядом нет, приходится самому: слушаю записи старых звонарей, в основном на пластинках, на дисках их еще мало... Есть ростовские звоны, звоны Москвы, Пскова. Бывает, что у самого какая-то интересная фигура выходит. Есть ли музыкальное образование? Да, высшее. Для того чтобы звонить, нужен слух хороший, чувство ритма, координация и еще чувство меры. Потому что можно «Барыню» на них зазвонить, и народ в пляс пустится. Но это будет не то. Колокола - это икона в бронзе. Нужно ли быть звонарю верующим человеком? Да. Да! Иначе это будет сразу слышно, моментально. Если неверующий, то в звоне слышно. Рука не та и душа. Бывает, звонит, а чего-то не хватает. Физически работа эта нетяжелая. А уши? Уши - вот беруши! - смеется. - Если без них, то нагрузка очень большая. Колокольня же вверху находится, люди слышат то, что проходит сквозь пролеты колокольни, то есть звук намного тише. А я стою около колоколов - очень громко. Я еще занимаюсь и акустикой. Колокола вроде и простая вещь, но если развесить их на колокольне «без головы», то, во-первых, будет неудобно звонить, а во-вторых, они будут друг друга глушить. Куда какой вешать - это может сказать только звонарь. Есть каноны, но в каждой колокольне они разные получаются: тут четырехгранная колокольня, там - восьмигранная, пролеты тоже разные. Нелегкая задача...

С мыслью о том, что колокола наверняка не только отгоняют злых духов, но и окрыляют душу, спешу на последнее мероприятие, стоящее в журналистском рабочем плане. Это «Открытый урок» для выпускников учебных заведений Воронежа и области, который называется «Из истории государства Российского». На Советской площади перед новым зданием драматического театра и на фоне стоящего неподалеку Покровского собора - сцена. Перед ней четыре тысячи выпускников школ (это по плану четыре тысячи, на самом деле собралось поменьше, но все равно прилично). На сцене - полуторачасовое литературно-музыкально-хореографическое действо: около десятка сменяющих друг друга картин, раскрывающих основные моменты истории нашего государства. Постановка и сценарий - московские, актеры, певцы и танцоры - в основном воронежские, их около 400 человек. Шоу получилось великолепное и плюс к тому наполненное высоким духовно-историческим смыслом. Языческая Русь, зарождение христианства, крещение, княгиня Ольга, князья Игорь, Владимир, печенеги, половцы, татары, стрельцы... Русь Петровская во главе с Петром... Наполеон, конница (живьем), Кутузов... Декабристы, белогвардейцы, красногвардейцы, революция... Великая Отечественная война... В финале - современность, на сцене ветераны Великой Отечественной, Афганистана, участники боев в Чечне. Апофеоз - выходят Мефодий и Кирилл, раздаются колокольные звоны...

Те из выпускников, с кем удалось поговорить и для которых все это задумывалось, сказали, что «спектакль очень интересный, только жарко на солнышке стоять».

Когда я уже уходила с площади, по дороге обогнала группку подростков. Они на своем ребячьем языке довольно живенько обсуждали проблему, чем кириллица лучше латиницы, а еще - есть ли у католиков свои святые, которые для них придумали «ихнюю» азбуку?..

Воронеж

  • И Кирилл, и Мефодий тоже когда-то были детьми. Православными

  • Какой же русский праздник без царя... в голове?

  • Педагогическая роль церковных празднеств - тема более чем актуальная на сегодняшний день