- Юрий Анатольевич, расскажите, чем вы занимаетесь?
- В настоящее время происходит достаточно резкое изменение климата в высоких широтах, что приводит к сокращению площадей ледников в полярных регионах и к деградации многолетней мерзлоты. В связи с этим возникают вопросы: в чем причина этих изменений? Наблюдалось ли раньше подобное? Если уже происходили такие изменения, то к чему они привели?
Наша задача - понять и оценить степень изменений природных условий прошлого. Для этого мы исследуем донные отложения озер, так как в осадках сохраняются и консервируются фрагменты растительности и микроорганизмов, так называемый органогенный1 материал осадков, который дает возможность установить возраст того или иного горизонта. Процесс осадконакопления начинается с момента образования озера и непрерывно продолжается в течение его существования. Это позволяет заархивировать природные условия различных эпох. Практически все озера Северо-Запада образовались после таяния Валдайского ледника и имеют возраст около 10000‑15000 лет, поэтому у нас есть возможность реконструировать изменения окружающей среды в позднем плейстоцене и голоцене (самые поздние геологические периоды, последний из которых продолжается по сей день). Мы детально изучаем разрез донных отложений, реконструируем изменения уровня воды, солености, кислотности водоема, а также изменения растительного покрова, температур на водосборе за время существования озера. Комплексная реконструкция географических условий прошлого позволит подвести нас к пониманию процессов и явлений, которые происходят сегодня.
- Одной из составляющих вашей работы являются экспедиционные поездки. Расскажите о них.
- В аспирантские годы и уже за время работы в университете я участвовал в большом количестве экспедиций, организованных факультетом географии. Они проходили по всей России: в Калининградской, Ленинградской, Архангельской, Псковской, Смоленской, Новгородской областях, в республиках Карелия и Якутия (Саха). В некоторых из них я был в качестве исполнителя, некоторые организовывал сам. Мне нравится заниматься организацией и проведением полевых работ, ведь любая экспедиция - это приключение! В прошлом году мы отбирали колонки донных отложений на Мураканском озере (Онежский полуостров Белого моря). Во время работы поднялся сильный ветер, появились волны, которым мы не смогли противостоять. Нас уносило в противоположную сторону от лагеря. Когда наконец платформу прибило к берегу, нам ничего не оставалось, кроме как высадиться, вытащить платформу на отмель и возвращаться в лагерь пешком. Возвращаясь, мы шли примерно 10 километров. Шли по лесам и болотам вокруг озера, где повсюду были следы медведей. Впечатляюще! К нашему возвращению погода наладилась. После ужина мы на лодке отправились «выручать» платформу с оборудованием. Второй раз вернулись уже за полночь. Этот день хорошо мне запомнился. Безусловно, подготовка, организация и проведение экспедиционных работ - дело ответственное, но для нашей команды это скорее приятный рабочий период - полевой сезон.
- А когда вы решили стать ученым?
- В 2016 году за два месяца до защиты своей диссертации я участвовал в конференции «Палеолимнология Северной Евразии» в Якутске. После конференции были запланированы экспедиционные работы совместно с коллегами из Германии и Якутии. Во время описания и отбора донных отложений я почувствовал, что наука действительно объединяет: несмотря на то что я впервые на тот момент работал с зарубежными коллегами, несмотря на абсолютно разные школы, все наши описания совпадали, вся работа шла четко и гладко, как будто мы работаем друг с другом не первый год. Думаю, желание остаться и углубиться в этой научной области возникло у меня во время этой экспедиции, после осознания того, что я что-то понимаю в данной сфере, что люди из разных стран мира занимаются такой же проблематикой - пытаются постичь загадки и законы природы. Сейчас я об этом решении ничуть не жалею. Если бы можно было отправить себе письмо в прошлое, я бы написал: «Держись! Оно того стоит!»
- Юрий Анатольевич, вы являетесь обладателем гранта президента. Расскажите о работе, которая проводится в его рамках.
- Тема президентского гранта - «Динамика природных условий в юго-восточном и восточном секторах Балтийского региона в позднем плейстоцене и голоцене». В рамках этого проекта мы хотим более детально изучить особенности литориновых трансгрессий, то есть повышения уровня моря в атлантический период, который начался примерно 8,5 тысячи лет назад. К причинам трансгрессии2 обычно относят гляциоизостатическое3 поднятие и потепление климата. Мы поставили задачу найти взаимосвязь между повышением уровня Балтийского моря и повышением температуры окружающей среды в этот период. Тема проекта интересна и ученым из Европы. Сейчас мы плотно работаем с коллегами из Эстонии, которые являются ведущими специалистами по изменению уровня Балтийского моря. Наша аспирантка Ангелина Евгеньевна Шаталова в рамках проекта проходила стажировку в Германии, а в сентябре представляла промежуточные результаты на ежегодном полевом симпозиуме INQUA Peribaltic Working Group. Для меня этот проект играет большую роль, потому что он является частью сферы моих интересов - сопоставление современного потепления и его последствий с потеплением атлантического периода. Когда появятся результаты, я думаю, они будут интересны не только мне как автору проекта, но и другим исследователям, в том числе зарубежным.
- Существует стереотип, что наука - это очень серьезная и скучная деятельность, а ученые - просто сухари. Это так?
- Наука - работа для романтиков! Если человек не романтик по своей натуре, то он не приживется в таких условиях, ведь холод, дожди, ненормированный рабочий день (работа начинается с утра, а заканчивается иногда за полночь), отказ от благ цивилизации являются практически неотъемлемой частью любой экспедиции, и это трудно переносить, если вы не романтик и энтузиаст.
В экспедиции во время полевых работ появляется возможность лучше узнать людей, с которыми работаешь. Когда группа людей находится в экстремальной ситуации, возникает чувство братства. После экспедиций сложно иметь формальные отношения с коллегами, люди становятся близкими друзьями. Очень приятно, когда много лет спустя мы встречаемся, обсуждаем, кто и где был, где и что видел, над чем сейчас ведет работу, с улыбкой вспоминаем прошедшие времена, прошедшие «поля», приключения, песни и разговоры у ночного костра, а расстаемся в надежде снова когда-нибудь встретиться и вместе поработать. Поэтому, на мой взгляд, наука, пользующаяся экспедиционными методами, - это сфера деятельности для романтиков.
- А чувство азарта в науке присутствует?
- Безусловно, азарт проявляется на всех этапах исследования - от подготовки научного проекта до публикации результатов. На начальном этапе необходимо рассмотреть историю проблемы, а после выискивать пробелы - что осталось не охваченным другими исследователями, и когда вы обнаруживаете интересную проблему, мало освещенную, то возникает приятное чувство, возможно, схожее с азартом. Во время проведения экспедиционных работ всегда интересно, насколько то, что вы ожидали увидеть в разрезе, будет соответствовать тому, что вы там обнаружите. Когда мы извлекаем колонки донных отложений и смотрим на полученный материал, это всегда интригующий момент. Но самое интересное, когда у вас в руках появляются надежные инструменты в виде результатов лабораторных анализов для решения поставленной научной проблемы, оперируя этими инструментами, сравнивая свои результаты с материалами других авторов, вы получаете новые данные, решаете научную проблему. Или не решаете, так как далеко не всегда все результаты сходятся гладко. Но в этом и есть очередной вызов для науки.
- Дайте совет молодым исследователям, как добиться успеха в науке.
- Постарайтесь максимально полно узнать себя и понять, какая сфера науки вас привлекает. Далее углубляйтесь в сферу (изучая научную литературу), которая вам интересна, и пытайтесь максимально точно определить более узкую ее часть, которой вы хотели бы заниматься. Потом начинайте искать научного руководителя, который занимается интересующей вас проблематикой. Пытайтесь с самых ранних курсов с ним кооперироваться, советоваться и, может, даже формировать свою будущую выпускную квалификационную работу. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас будет возможностей. Читайте авторитетные статьи, ходите на конференции, открытые лекции и встречи научных сообществ, общайтесь с такими же заинтересованными, как вы, людьми. Я уверен, тогда у вас все получится!

___________________________________
1 Органогены - главные химические элементы, входящие в состав органических веществ: углерод, водород, кислород, азот.
2 Повышение уровня моря относительно земли.
3 Гляциоизостазия - очень медленные вертикальные и горизонтальные движения земной поверхности на территориях древнего и современного оледенения.

Санкт-Петербург