Наводнение - это макароны из ушей
Детский сад «Котенок» города Химки привлекает внимание внешним видом. Осенняя хмарь ему нипочем благодаря ярким цветным отделочным материалам. Внутри еще веселее. В холлах с потолка на веревочках свисают фотографии воспитанников, которые с удовольствием рассматривают и дети, и их родители. Вокруг просто идеальная чистота, которую не могут заменить никакие интерьерные ухищрения! Заведующая Екатерина Анатольевна Долженко ставит уборку на недосягаемое первое место, и с ней согласны детсадовские няни - идеальные, по определению воспитателя года России Анастасии Шлемко.
С удовольствием брожу по зданию, рассматриваю мини-музей стран мира, стену благодарностей от родителей, интерактивный стенд, помогающий изучать правила дорожного движения, застекленный шкафчик с наградами, где самая престижная - конечно, Хрустальная жемчужина Анастасии Ивановны, презентации проектов, уголок Монтессори. Заходим в группу для самых маленьких, им еще нет трех лет, но ведут себя вполне солидно… А подготовишки, наоборот, веселые, подвижные. Тут и младшая дочка Анастасии Машенька - рада повидать маму, лишний раз обняться. Такова доля журналиста - увожу милую маму дальше, мы направляемся в святая святых - лабораторию «Кабинет научной деятельности», где воплощается проект «Наука маленького роста», с которым Анастасия Шлемко победила на «Воспитателе года».
Лаборатория существует в детском саду уже пять лет, с момента открытия «Котенка», начиналась она скромно, в шкафчиках, стоящих в свободном углу здания, нынче это кабинет (возвели стену на грант) со специальными полками, оборудованием, впрочем, и подручные, бросовые материалы здесь всегда есть, например, песок. В кабинете помещается до 15 ребятишек, длится для них научная деятельность от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста и личных особенностей юных «ученых».
Анастасия Ивановна рассказывает, как проходят занятия:
- Структура такая: мы сначала рассуждаем о чем-то, я спрашиваю ребят, кто что знает по теме. Сразу рождается эмоциональный отклик: «Я с мамой гулял, я видел…» Очень интересные ответы бывают. Как-то спрашиваю: «Что такое наводнение?» Мальчик говорит: «Это много макарон из ушей!» Он где-то в мультфильме такое видел... Обсудили, затем думаем: что будет, если что-то сделать с природным материалом, который перед нами, или явлением? Собираю детские идеи, а дальше мы идем их проверять. А что нам для этого надо? Миски, ложки, песок и вода…
Перебиваю собеседницу:
- А что-нибудь поджечь?..
- Поджигаем, но это демонстрационные опыты, их делает взрослый.
- А родители не против?
- Раз в год проводим встречу с родителями, опросы делаем. Есть разные подходы к безопасности. Кто-то считает, что его ребенку какие-то вещи нельзя знать и делать категорически. Конечно, я не возражаю. Лучше родителей никто своего ребенка не знает.
- А дети после занятий рассказывают родителям, что было, показывают?
- В конце занятия мы обязательно рассуждаем. Я спрашиваю: «А что сегодня интересного было? Чему вы научите родителей, что расскажете, что покажете?» Поначалу печатала книжечки с кратким обзором, раздавала. А теперь у меня есть сайт, все там. Понимаю, что дети разные. Моя дочка никогда ничего не рассказывает, например... А кто-то, наоборот, любую подробность повторит. Родители тоже разные - некоторые спрашивают, интересуются, а другие нет. Если родитель не хочет или не может повторить то, что было на занятии, это не значит, что он не любит ребенка. Не осуждаю никогда родителей. Это все очень индивидуально. Многие заняты круглосуточно…

Миссия выполнима!
Особая тема нашего интервью с Анастасией Ивановной - миссия абсолютного победителя конкурса «Воспитатель года России». С момента победы внимательно читаю страницы воспитательницы в социальных сетях и каждый раз поражаюсь - сегодня в Якутии, завтра в Перми, кажется, она не выходит из поездов и самолетов, непрерывно дает мастер-классы и открытые занятия. Такого не было ни с одним победителем состязания для педагогов дошкольного образования! Как ей это удается? Анастасия Шлемко мысленно возвращается в ноябрь 2018 года:
- На следующий день после объявления победителя я ехала домой из Орла на машине и все семь часов давала интервью по телефону - газетам, журналам, интернет-изданиям, радиостанциям, даже эфиры на телевидении были. Для меня это было удивительно, такой интерес к нашему конкурсу. Затем, наверное, где-то месяц было затишье. Думаю, ну ладно, буду работать. Весь декабрь мы с заведующей приходили в себя. А затем меня стали приглашать, писать отовсюду. И некоторые спрашивали: «Сколько это будет стоить?» Я отвечала: «Нисколько, меня выбрал народ, я не имею права брать за это деньги. Для меня уже большой подарок, что не за свой счет к вам еду». Муж первые два месяца был уверен, что я трачу на поездки семейный бюджет.
Анастасия Шлемко объездила за год десять регионов. И это рекорд для воспитателя года! По ее словам, поездки бывают двух видов. Одни регионы приглашают, чтобы победительница рассказала о своей «Науке маленького роста», детском экспериментировании, исследованиях, показала занятия с детьми. Другие хотят услышать о конкурсе «Воспитатель года», получить рецепт успешного участия. Анастасия улыбается:
- Все и везде удивлялись, что я согласна проводить занятия с незнакомыми детьми: «Как вы идете на это? А если?..» Риск есть. Но как иначе показать, что я умею? Я понимаю, что воспитателю, который следит за профессиональным конкурсом, интересно увидеть именно это - как работают приемы, о которых победитель красиво на мастер-классе рассказал.
- Дети какие-то особые в регионах, в Якутии, например? - интересуюсь я.
- Они нигде не отличаются. Дети есть дети… А в Якутии удивили восторженной встречей и простотой. На мероприятии рядом со мной сидел министр образования Республики Саха, а сзади был мальчик, и он пинал министра ногой. Я стала делать мальчику замечание, а министр: «Да ладно, ничего». Я спрашиваю: «Вас это не раздражает?» - «Ну что ж, он ребенок». Встречалась в Якутии с победителем Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2012 Аркадием Афонским. Кстати, мы все, победители, общаемся в чате в WhatsApp - такие милые ребята, веселые. Сейчас готовим секцию победителей для конференции, которая пройдет в рамках конкурса «Воспитатель года России»-2019. Будем рассказывать, как сложилась наша жизнь после конкурса. Очень жду встречи! Знаю лично только троих - Екатерину Смалеву, Дарью Курасову, Аркадия Афонского.
- Какой регион первым позвал вас в гости?
- Пермский край. Я к ним поехала на краевой конкурс «Воспитатель года» в жюри. В крае есть интересные долгосрочные образовательные практики. Пермяки были у нас с ответным визитом. У нас есть такой проект - гостевой обмен опытом. Это как стажировка, но мы принимаем бесплатно, гости оплачивают только проезд и проживание. Уже третий год этим занимаемся. Водим по детскому саду, показываем, рассказываем, как проходят занятия, и так далее.
- Что вы берете для себя в командировках?
- Конечно, везде расспрашиваю, собираю крупицы опыта. И самое главное мое внутреннее приобретение - я вижу, как с детьми воспитатели общаются. Иногда у меня бывает удрученное состояние, когда вижу, что коллеги просто излагают конспект, не слушают детей. Но по большому счету для меня эти поездки стали доказательством, что гораздо больше других педагогов, у нас не все плохо.
- Скоро новый конкурс. В вашем детском саду будут конкурсные испытания?
- Наш детский сад и еще два других принимают сопровождающих конкурсантов. Конкурса очень жду! Многие участники этого года мне пишут в Instagram, на сайте, во всех соцсетях. Сначала удивляются, что я готова говорить, советовать, консультировать… Думаю, начну свою речь на открытии с того, что с половиной участников уже знакома очно и заочно. Это те люди, с которыми мне удалось в десяти регионах пообщаться, троих помогала выбирать, будучи в жюри. Со многими переписываюсь. Для меня это такая честь!

Золотая заведующая
Анастасия Ивановна стала в своем детском саду старшим воспитателем, и не только потому, что доросла до новой должности, но еще и из-за своих поездок - сложно каждый раз подменять воспитателя, работающего на группе. А старший воспитатель может работать и дистанционно некоторое время - дело от этого не страдает. Конечно, «случай Шлемко», можно сказать, уникальный. Не каждый руководитель, подобно Екатерине Долженко, согласится на такие долгие отлучки. Но в данном случае именно Екатерина Анатольевна сподвигла Анастасию Ивановну на участие в конкурсе, болела за нее, помогала готовиться, сопровождала на всех этапах, в общем, они шли к цели вместе. Более того, именно Екатерина Долженко когда-то, работая вместе с Анастасией в другом детском саду, предложила коллеге идею - заняться детским экспериментированием.
На мой вопрос, как она выдерживает долгие отлучки сотрудника, заведующая отвечает:
- Часто педагоги видят победителя и думают: «Но я-то лучше, почему я не выиграл?» А здесь как минимум в тех регионах, где Анастасия побывала, этот вопрос отпал. Поэтому пока молчу и отпускаю. С другой стороны, у меня самой есть опыт работы старшим воспитателем, я понимаю эту работу, могу подменить, если что.
- Екатерина Анатольевна, расскажите, как вы вообще определяете, что перед вами хороший воспитатель, что он годен для этой работы?
- Пять лет назад, когда наш детский сад открывался, брали всех подряд, кто приходил. У меня не было опыта как у заведующей. Когда мы начали активно работать, сложились правила. Первое - говорим кандидату на должность педагога о нашем режиме работы. Но должностные обязанности - это еще не все. Второе - то, что сверх, то, благодаря чему мы заработали звание лучшего детского сада города. Спрашиваю: «А вы готовы работать в таком режиме?» Кто-то отсеивается сразу. С тех пор как мы создали себе имя, у нас есть выбор. Если я ищу педагога, вешаю объявление в Интернете, люди смотрят. И я смотрю, сравниваю, выбираю, когда приходят три или пять человек на одну ставку. У педагога может не быть большого опыта, но, что называется, глаза горят. Очень подкупает, когда кандидат задает правильные вопросы - значит, понимает. У нас есть девочка, которая пришла к нам после института, у нее не было опыта, но она понимала, куда пришла. Это говорит о том, что она хорошо училась, хорошо работала на практике. Сейчас из нее формируется крепкий, надежный воспитатель, хотя работает чуть меньше года.
Кандидатов мы просим показать взаимодействие с детьми. Не обязательно занятие. Любую форму взаимодействия, чтобы мы поняли, есть ли контакт. На этом этапе еще больше народу отсеивается… Заходит в группу педагог - и мы понимаем, что он отдельно, дети отдельно.
- Уметь взаимодействовать с детьми - это врожденный талант или можно научиться?
Анастасия Шлемко:
- У нас разные взгляды. Екатерина Анатольевна считает, что можно научиться. Я считаю, что это должно быть в педагоге.
Екатерина Долженко:
- Я, например, не думаю, что у меня талант руководителя, я этому научилась. Всегда говорю: «Я здесь сижу для того, чтобы моим педагогам было комфортно работать, чтобы они могли реализовывать себя».
Когда-то мы открыли Центр игровой поддержки ребенка и семьи. Сейчас это группа адаптации и развития для малышей от года до 2,5 лет и мам «Кошкин дом». Раньше она была платной. И мы видели, что все меньше родителей туда приходят. Дорого. Но это не главное. Главное, что размер платы педагогу зависел от того, сколько ходит детей. Заболели детки, пришло их двое - за них и получает. А подготовил он занятие в расчете на десятерых, потратил моральные и материальные ресурсы! Несправедливо. Хотелось, чтобы педагоги получали стабильную зарплату, не зависящую от посещаемости. Почти год мне понадобился, чтобы этих детей включили в наше муниципальное задание, было подушевое финансирование. Я добилась. Горжусь тем, что хотя нам всего пять лет, наш детский сад два года подряд становится лучшим садом города.
- Как зарабатывается репутация?
- Во-первых, открытостью. Любой педагог, любой руководитель города Химки, откуда угодно может к нам обратиться с любым вопросом. И мы никогда не откажем в помощи, совете. Мы приглашаем к себе. Смотрите, спрашивайте.
У нас есть свои правила общения с родителями. Приходит, например, в первый раз родитель, чей ребенок направлен к нам в детский сад. Он получает буклет-визитку, где информация о нашем сайте, соцсетях, электронном дневнике, к которому ребенок и родитель будут подключены, буклет с правилами детсада и контактной информацией, памятку о том, как оформить компенсацию родительской платы, и памятку, какие нужны документы для оформления ребенка в детсад, что понадобится в самом детсаду - какая форма и так далее. Такой пакет документов - тоже репутация, мы демонстрируем информационную открытость.
Мой мобильный телефон есть у всех родителей. Я прошу только в позднее время не звонить. И сотрудники могут всегда обратиться, написать, но знают, что переписки в чате после 9 вечера быть не должно, звонить в выходные можно, только если, не дай бог, ЧП. Это тоже репутация. Многие проблемы решаются сразу, если есть возможность немедленно связаться с руководителем.
Вообще у нас три этапа решения внутренних проблем. Первый - обратиться к педагогу-психологу. Второй - к Анастасии Ивановне, как правило, на этом этапе проблема решается. Я - последняя инстанция. Мне тяжело было научиться говорить «нет» и принимать непопулярные административные решения. Но я научилась. Руководителю без этого никуда.
Анастасия Ивановна добавляет:
- Екатерина Анатольевна очень трепетно относится к тому, чтобы создать условия для профессионального роста педагогов. Для этого существует проект «Гостевой обмен», раз в месяц мы принимаем региональные мероприятия на базе сада.
Задаю провокационный вопрос:
- Зачем вам эта «Наука маленького роста»? Не много ли хлопот?
Екатерина Долженко:
- А интересно! Это возможность дать ребенку самому найти ответы на вопросы. Говорят ведь, что на чужих ошибках никто не учится, только на своих. Всю жизнь мы ищем свой путь. Сколько ни говори, что чай с солью невкусный, ребенок, пока сам не попробует, не поверит.
Анастасия Ивановна подхватывает:
- А еще это можно связать с имиджем учреждения. Лаборатория - это явный бонус в копилку привлекательности детского сада. Тем более у нас это в системе, еще и взаимодействие с социальными партнерами, со школой. Это не локально в группах, это масштабно. Еще и обучение педагогов. Кто у нас занимается экспериментированием? 52‑й детсад. Всех туда. Там научат!
- Что такое для вас конкурс «Воспитатель года»?
Екатерина Долженко:
- Он мне принес опыт. Не могу сказать, что чему-то новому научилась, у меня другая сфера деятельности сейчас. Скорее это был опыт организационной деятельности. И опыт решения нерешаемых задач (смеется). У меня около кабинета хорошая надпись, согласна с этим изречением: «Возможно все, на невозможное просто требуется больше времени». Это и про конкурс. А еще это возможность узнать, сколько в тебе терпения. Когда конкурсант не воспринимает окружающий мир, приходится водить его за ручку и насильно заставлять кушать…
Звонит мобильный, Екатерина Анатольевна выходит ответить на звонок. А Анастасия Шлемко тихо говорит мне:
- И еще одно удивительное качество моей заведующей - она умудряется быть в тени при необходимости. Так и случилось, когда мы были на конкурсе. Хотя Екатерина Анатольевна прекрасно умеет излагать свои мысли, она яркий и творческий человек.
Добавлю уже от себя: в историю конкурса «Воспитатель года» они вошли вместе - и Анастасия Шлемко, и Екатерина Долженко. Хороший конкурс придумал профсоюз.