- Ильдар Юрьевич, с чего начинается история успеха конкретного ученика?
- История успеха конкретного ученика начинается со знакомства с теми людьми, которые его поведут к успеху. Первыми такими людьми в основном являются родители, а дальше к ним присоединяются учителя, друзья, социум. Учитывая тот факт, что в школе ученик проводит достаточно много времени, классный руководитель и учителя становятся для него примером для подражания и движущей силой к позитивным изменениям. Им предстоит научить ребенка ставить цели и достигать их, они будут предоставлять возможности и мотивировать ученика на движение вперед, помогут накопить знания, опыт и предоставят площадки для их применения.
- Есть ли универсальный алгоритм, способный любого ребенка привести к успеху?
- Термин «универсальный» к индивидуальной работе с учениками по достижению результатов, которые позволят им двигаться на пути к успеху, не подходит. Для каждого ребенка может быть составлен индивидуальный алгоритм, который работает именно для него. Из списка возможных команд алгоритма классному руководителю предстоит выбрать те, которые подходят для конкретного ребенка. Это индивидуальная работа, при которой применить один и тот же алгоритм действий ко всем ученикам нельзя. А вот слагаемые успеха есть - это предоставленные возможности для развития, которыми ученик пользуется и реализуется за счет них, это фиксация достигнутых результатов, получение различного опыта в процессе работы, в том числе опыта победы, и это признание результата социумом, которое позволяет отрефлексировать результат, ставить новые цели и двигаться вперед.
- Успешный учитель - это обязательный фактор для будущей успешности ребенка?
- Если учитель является двигателем успеха ученика, то его успех - определяющий фактор для успешности ребенка. Являясь позитивным примером, успешный учитель ведет за собой, открывает новые возможности, создает ситуации успеха, помогает найти путь для достижения результата каждого ученика, помогает развиваться профессионально. Учитель, достигающий успеха, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося.
- Каждый ли ребенок хочет быть успешным? Нужно ли пытаться мотивировать на успех всех и каждого? Или лучше сконцентрировать усилия педагога на тех детях, которые сами стремятся к новым достижениям?
- Успех для каждого конкретного ребенка индивидуальный. Можно ли сравнивать первый выход на школьную сцену и победу во Всероссийской олимпиаде школьников как факт достижения успеха? Я думаю, что да. Важно, чтобы после этого последовали признание успеха социумом и дальнейшее целеполагание. Разница лишь в том, что победа в олимпиаде - это успех, понимаемый и принимаемый многими как факт. При этом для достижения этого успеха было сделано многое. А дебютный выход на сцену - это успех, позволяющий сделать следующий шаг к достижению стратегической цели.
- Какой смысл вы вкладываете в понятие «успешный ученик»?
- Понятие «успешный ученик» раскрывается в моем понимании как человек, использующий предоставленные возможности для собственного развития, обладающий и/или формирующий soft skills, принимающий участие (в том числе результативное) в мероприятиях, позволяющих расти над собой, умеющий презентовать себя, стремящийся к саморазвитию, достигающий целей, востребованный в социуме, умеющий применить свои знания и накопленный опыт для реальной жизни, актуальный времени и месту, всесторонне развитый.
- Чему надо сегодня учить детей, чтобы обеспечить им успешное будущее?
- Я думаю, что учить детей надо всему тому, что поможет им комфортно чувствовать себя в будущем. Необходимо работать над формированием в первую очередь личностных результатов: умение учиться на протяжении всей жизни, способность применять знания на практике и в реальной жизни, использовать современные технологии, эффективно пользоваться пространством города, ставить цели и достигать их, быть профессионалом своего дела, уметь делать выбор, общаться, развиваться, дружить.
А еще в современном мире важно развивать soft skills, то есть коммуникативные, лидерские, командные, социально-психологические навыки, которые актуальны сегодня и обязательно пригодятся в жизни.

Комментарии учеников 8‑го «А» класса

Евгений ПРИЛУЧНЫЙ:
- Ученик успешен не только из-за оценок. Он успешен, когда добивается своих целей.
Виктория КРАСНОВА:
- Тот ученик, который работает над собой, не ленится и добивается своей цели.
Антон КОРНЕЕВ:
- Который достигает своих самых далеких целей.
Алина СКУДИНА:
- Тот, кто много работал, чтобы достичь определенного результата, может заслуженно называться успешным учеником.
Николай ПАНАЭТОВ:
- Ученика можно назвать успешным только тогда, когда он добился того, чего хотел во время учебы. Это человек, который нашел свой путь и свое место в жизни. Еще это человек, у которого мир в душе, он доволен собой и окружающими его людьми. Для успешности совсем не обязательно учиться на «отлично».
Никита СИМОНЯН:
- Успех заключается в желании. Если ты сильно хочешь чего-то, то ты этого обязательно добьешься.
Мария ФИЛИППОВА:
- Успешный ученик - это тот, кто все время чему-то учится и не опускает руки из-за неудач, который стремится к своей цели и четко знает, чего он хочет.
Елена КИРЕЕВА:
- Для того чтобы достичь каких-то вершин, надо:
а) быть усидчивым, не лениться, быть ответственным, активным и позитивным;
б) не бояться трудностей. Каждая преодоленная трудность делает нас сильнее;
в) самое главное - делать осознанные действия. Без осмысления ситуации ничего не получится. А имея качества и характер, важно не сидеть на месте, а идти вперед;
г) хоть иногда прислушиваться к мнению старших. Опытные люди могут рассказать то, с чем тебе придется столкнуться, и дать советы, которые тебе могут пригодиться;
д) не забывать о своем здоровье.
Я считаю, что успешный ученик именно такой. Успех одного человека - общий успех.
Мирон ФАФОНКИН:
- Главное - не сдаваться! И не сидеть на месте!

Марина АРХИПОВА, специалист по связям с общественностью Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы