Осознавая актуальность затронутой проблемы, учителя школы №1504 начинают экологическое воспитание с начальной ступени обучения и на протяжении нескольких лет активно участвуют в городском проекте-фестивале «Бережем планету вместе». Целью его является повышение экологической культуры учащихся, формирование у школьников устойчивых навыков экологически ответственного поведения.
Приоритетные задачи фестиваля:
- повышение творческой активности обучающихся в области проектной и исследовательской деятельности по улучшению экологического качества городской среды;
- способствование эффективной социализации обучающихся в развивающемся городе.
В ходе работы над проектом у детей вырабатывается навык правильно оценивать как свое поведение на природе, так и поступки других людей. Увлеченные работой, ребята после уроков с удовольствием изготавливают игрушки-самоделки из вторичного сырья. Фантазии нет предела: это и слон из пятилитровой канистры, и рыбка из CD-диска, и автобус из молочного пакета, и заяц из тряпичного носочка, и божья коровка из пластиковых ложек… Игрушки получились разноплановые, и следующим этапом стала кропотливая работа по созданию сценария сказки под руководством педагогов. Через две недели игрушки «ожили», и в результате совместной деятельности учителей и детей появилась экологическая сказка «Ручеек».
Сюжет сказки условно разбит на 4 части: «Природа - красавица!», «Появление людей. Пикник у воды», «Загрязнение воды. Исчезновение ручейка», «Осознание человеком ошибок негативного воздействия человека на природу». По инициативе детей, посещающих занятия в музыкальной школе, сказка приобрела инструментальное сопровождение. Игра на флейте способствовала более глубокому раскрытию эмоционального настроя.
Так как многие изготовленные детьми игрушки были маленького размера, то формат проекта мы назвали «Театр на ладони». Нашу сказку ученики представили родителям, показали воспитанникам дошкольных групп.
Интерес к процессу постоянно возрастал, и было принято совместное решение - снять видеофильм по сказке «Ручеек».
Высокий уровень познавательной мотивации, заинтересованность в практической деятельности, масса положительных эмоций, постоянное общение между ребятами, взаимопомощь, желание высказать свою точку зрения, умение выслушать сверстников и принять общее решение - все эти факторы способствовали достижению высокого результата. По итогам фестиваля «Бережем планету вместе!» экологическая сказка «Ручеек» и ее актеры стали лауреатами городского проекта.
Мы остались довольны тем, что экологическая сказка, ее уроки и выводы имели дальнейшее развитие в реальной жизни детей. Родители неоднократно отмечали, что ребята в период летних каникул обращали внимание на поведение людей во время семейных пикников у воды, пересказывали знакомым правила поведения на природе, используя фрагменты из «Ручейка». Знания, которые получили учащиеся в ходе работы над проектом, воспринимаются детьми как естественные и понятные.
Экосказки - это уникальный метод воспитания в начальной школе, так как данные произведения учат ребят бережному отношению к окружающему миру, чего многим, даже взрослым, сейчас очень часто не хватает.
В новом учебном году учителя планируют продолжить активное участие в городском проекте-фестивале «Бережем планету вместе!» и открыть с учениками новые страницы правильного взаимодействия человека и природы.

Елена КУЗНЕЦОВА, Ирина ЧУБИРКИНА,
учителя начальных классов школы №1504