Если ребенок научится анализировать текст и сумеет применить на практике полученные знания, то это будет человеческим умением, а не задачей робота, обращающегося к «Яндексу» или «Гуглу».
Занятия историей - это постоянная работа с источниками информации, она развивает способность извлекать главную идею текста. Этот навык определенно будет способствовать развитию карьеры при условии, что есть желание расти и развиваться, а не сидеть на первом рабочем месте всю жизнь.
На помощь учителю приходят документы из прошлого, которые помогают расширить понимание сути исторической эпохи. Исторический источник является значимым средством в процессе обучения истории в школе. В силу этого важно, насколько учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для формирования мировоззрения своих учеников.
В чем же значение применения исторических документов? Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы - более аргументированными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи. Насколько колоритнее выглядит, например, челобитная XVII века: «Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности, и разоренья, и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях…»
Современный урок истории невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей, развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения, формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Как отмечает английский методист Джонатан Никол, «документы - это окно, через которое мы можем заглянуть в чувства людей прошлого. Они дают возможность видеть вещи так, как их видели наши предшественники, и использовать их идеи, мнения, чувства и описание, чтобы создать собственную картину прошлого».
Отказываясь от использования школьного учебника в процессе изучения, преподаватель выбирает по курсу ситуации документы, характеризующие историческую эпоху, событие, явление или процесс. Документы дают возможность обнаружить разноречивость позиций определенных лиц, что, собственно, и вызывает необходимость решить проблему, и это может помочь уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение документов с разных позиций, освещающих одно и то же событие. Ученики определяют, чем отличается описание этого события, с точки зрения людей различных социальных слоев или политических убеждений.
Для подготовки учащихся к конкурсам, предметным олимпиадам, к экзаменам и поступлению в вузы особо значимым является наличие у школьников умений работать с историческими источниками, так как именно они позволяют использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, нестандартности, что отрабатывается и моделируется на дополнительных занятиях по истории. Это очевидный ответ на вопрос: на чем же сосредоточить внимание учителю, чтобы мотивировать своих учеников? Безусловно, на их собственном интеллектуальном развитии, прежде всего критического мышления, то есть способности сомневаться и задавать вопросы источникам, словам собеседников. Важно при этом не один раз обращаться к источникам информации. Это отношение к предмету позволит внимательнее изучать другие области знаний, а также большое влияние окажет на межличностное общение.

Сергей КУЛЕШОВ,
учитель истории школы №2093