В современных условиях преобразований во всех сферах жизни все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формировании профессиональной компетентности учителя, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в своей профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование.
Профессионализм педагога является решающим фактором обеспечения качества образования. Именно поэтому так велика роль учителя-наставника.
За 34 года работы в школе я пришла к выводу, что для успешной адаптации молодых специалистов в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение - наставничество. Моя задача - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Я знаю, что для молодого специалиста начало его работы сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Мой опыт работы с начинающими учителями показывает, что они испытывают трудности с дисциплиной на уроке, с оформлением школьной документации, в организации взаимодействия с родителями школьников, в методических аспектах урока.
Я пришла к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание методической помощи молодым специалистам является одной из самых важных составляющих работы в школе.
Работу с молодыми специалистами всегда начинаю с анкетирования, тестирования или собеседования, где они рассказывают о своих трудностях, проблемах, неудачах. Определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, затем составляю совместную программу работы с ним. Она ведется по следующим направлениям:
- требования к организации учебного процесса;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- формы и методы организации внеурочной деятельности;
- использование в педагогической деятельности ИКТ-технологий;
- контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.
После изучения информационного материала для молодого специалиста составляются памятки, в которых изложен алгоритм деятельности в различных ситуациях:
- анализ и самоанализ уроков;
- обязанности классного руководителя;
- организация работы с родителями;
- организация работы с не­успевающими.
На следующем этапе работы используются такие формы работы:
- составление совместного планирования педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, внеклассного мероприятия);
- взаимопосещение уроков и занятий с их последующим анализом;
- работа по самообразованию;
- консультации.
Результаты работы с молодым специалистом ежегодно фиксируются: педагог отмечает выполненные им виды работы, наставник дает краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей молодого специалиста.
По итогам этого анализа проходит обсуждение с молодым специалистом особенностей его профессиональной деятельности, даются рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, что способствует адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
- учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;
- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
- показатели качества стабильные.
При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
Наставничество - это шаг вперед к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога-наставника.
И, действительно, как говорил римский писатель, поэт, философ и политик Сенека: «Уча других, учись сам!»

Ирина СОЛОВЬЕВА,
учитель начальных классов школы №1852