В работе наставника и учителя-логопеда нахожу много параллелей: похожие этапы работы, однотипность систем коррекционной работы, одни и те же методы и технологии.
Быть педагогом, который планирует и осуществляет вместе с детьми весь коррекционный процесс, для меня было всегда очень креативно. Испытываешь незабываемое чувство радости, когда творишь, созидаешь, но какое счастье быть причастным к великому таинству формирования личности, при этом только скромно работая с высшими психическими функциями ребенка, в первую очередь с речевыми! Труд педагога многогранен, всегда учишься, уча других. Этот непрекращающийся процесс восхищает своими непредсказуемостью и неожиданностью, поэтому всегда интересен.
Важно отметить, что обычно родители принимают самое активное участие в коррекционном процессе, но ребенок в детдоме с этим справляется один, иногда с поддержкой воспитателей. Сироты очень стараются, хотя им трудно пройти путь без помощи, но если у них есть мотивация, то это очень дисциплинирует, они быстрее становятся самостоятельными.
В наших образовательных программах мы, педагоги, всегда пишем, что предполагаем определенные результаты своего труда. «Что посеешь, то и пожнешь» - библейский принцип причинно-следственных связей работает в данной системе так четко, как нигде больше!
Бывают и печальные результаты, когда бьешься, бьешься, а «воз и ныне там», но такое случается крайне редко, а вот чудеса действительно встречаются довольно часто. После лета или даже двухнедельных каникул проводишь обследование речевых и психических процессов у ребенка, с которым работал не один месяц, а иногда не один год, а его не узнать! Понимаешь, насколько не изучены мозг ребенка и его компенсаторные свойства!
Ребенок - это действительно загадка, которую хочется разгадывать всю жизнь, но сейчас можно сказать однозначно, что «потенциал развития ребенка безграничен, и чем больше вкладываешь в ребенка сил, здоровья, времени, тем выше будет результат. Есть еще слагаемые успеха в коррекционном образовании - это безмерная любовь к детям и вера в ребенка, несмотря ни на что» (Шалва Амонашвили очень подробно раскрывает эту мысль в своих книгах).
У домашних детей есть родители, которых иногда тоже надо учить поддерживать своих детей, а сиротам в этом сложнее, поэтому им особенно нужны взрослые - друзья, наставники, которые и делом, и словом помогут ребяткам, тогда эти дети смогут добиться очень многого.
Поддержка детей во всем стала главной осью в моей волонтерской работе, вокруг которой закрутилась вся моя коррекционная деятельность в общении с детьми-сиротами из центров воспитания и содействия семьям.
Я оказывала логопедическую помощь малышам в детском доме, но однажды обратила свое внимание на подростков. В их кричащем поведении обнаружила жуткое одиночество и стала общаться с ребятами, по возможности дружить с ними. «Дружить» - это, конечно, только слово. Для таких ребят, у которых в большинстве случаев родные матери предали их, быть настоящим другом очень сложно. Недоверие, тревожность, боязнь быть снова раненым или отвергнутым проявляются буквально во всем. Почувствовав это ужасное недетское горе ребят, решила помочь им.
Какая нужна помощь детям-подросткам? В основном социализация. Обсуждаем вопросы преодоления страха перед людьми, преодоления страха сходить в магазин, как жить самостоятельно, как готовить еду, правила этикета, надо ли прощать, как можно общаться, технику безопасности, то, что Москва - город, в котором надо уметь жить, и многое другое…
Разбор различных жизненных ситуаций, подготовка прохождения комиссии, на которой решается вопрос, может ли ребенок жить самостоятельно.
Моя основная цель - постараться понять ребенка, максимально помочь ему и, не дай бог, не навредить!
Так я стала «тетушкой Леной»! Для меня это очень ценно! Быть «тетей» для ребят дорогого стоит!
Каждый день - это целая жизнь! Но это действительно полная смысла жизнь! Низкий поклон всем людям, которые работают с сиротами.
Ребенку в детском доме очень одиноко, хотя он всегда среди людей. Беззащитное существо оказалось одно. Такое состояние души несовместимо с жизнью! Нет, государство полностью обеспечивает малыша. У ребенка есть все, кроме семьи, но именно семья, мама оказывается единственной необходимой потребностью для существования. Дети, конечно, находят заменителей родителей, значимых взрослых, в среде детдома, но сирота все равно недополучает того, что ребенок получает в семье. И поэтому все сироты слабы здоровьем, и у них есть проблемы в развитии.
Только нежным, теплым отношением, только любовью можно помочь им! У меня сложился некий свод правил «Как поступать с детьми-друзьями»:
1. Держать свое слово, особенно если обещал приехать. Если не получается, обязательно найти способ сообщить, что не сможешь приехать!
2. Просто быть человеком слова.
3. Никаким способом не давать ребенку почувствовать себя отвергнутым.
4. Не врать.
5. Не приказывать, а просить.
6. Никого не критиковать.
7. Помогая, не унижать.
8. Не нарушать личного пространства ребенка.
9. Деньги не давать, пойти и купить вместе все, что действительно нужно.
10. Не молчать, если что-то не так. Обличать ребенка с любовью, скромностью. Но он должен знать, что хорошо, что плохо.
11. Если ребенок может сделать сам, то не делай за него.
12. Следи за каждой своей эмоцией, мыслью, ибо завтра это обнаружишь в поступках ребенка.
13. Не запрещать, а объяснять.
Что действительно поможет ребятам?
1. Быть всегда рядом не только физически, только бы работал телефон.
2. Любовь.
3. Уважение.
4. Доверие.
5. Вера в ребенка, даже если он ошибается, падает и без конца подводит.
6. Позитив. Ищем в любой ситуации что-то хорошее.
7. Благородство.
8. Позиционировать нужность и важность именно данного маленького человека.
9. Уважать личность и достоинство ребенка.
10. Слышать и слушать ребенка.
11. Этикет никогда не помешает.
12. Помогать раскрыть таланты, способности.
13. Всячески развивать его способности и таланты.
14. По возможности помогать в учебе.
15. Вредные привычки порицать, но это делать с мудростью.
16. Всегда на отказ от чего-то показываем альтернативу.
17. Поддерживать в любом добром деле.
18. Помогать, когда нужна помощь.
19. Все стараться проговаривать, так ему будет легче понять вас и других людей.
20. Стараться помочь ребенку быть самостоятельным во всем!
Наставник - это тот взрослый, который должен быть с ребенком, пусть даже уже с большим ребенком, в зоне ближайшего развития, то есть быть рядом здесь и сейчас, когда ребенок может сделать что-то с взрослым, но не может это же дело сделать самостоятельно, но завтра уже сможет все сделать сам (по Л.С.Выготскому).
Для меня великая честь быть рядом с моими любимыми, дорогими мальчишками и девчонками! И если они будут счастливы, то и я буду счастлива!

Елена СПИЛЬНАЯ,
учитель-логопед школы №922