Начиная путь в науку от обычной презентации перед классом, ученику открывается горизонт возможностей, где он может проявить себя и достичь немалых успехов. В школе №1502 при МЭИ созданы все возможности для подготовки проектов и их реализации. Мы попросили двух учениц 11‑го класса - Алису Козлову и Светлану Пахомову - рассказать об особенностях участия школьников в таких мероприятиях. Ведь что такое проекты, они знают на личном опыте.

- Что для вас значит проектная деятельность?
Светлана: Для меня проектная деятельность - самореализация в научной среде, возможность проверить теории на практике, узнать новых людей, познакомиться с профессионалами и получить незабываемые впечатления.
Алиса: Проектная деятельность - возможность почувствовать себя настоящим ученым, познакомиться с интересными людьми, которые могут рассказать тебе что-то новое, увлечь наукой.
- Почему вы решили заняться проектной деятельностью?
Светлана: Мы взялись за это, потому что нам хотелось приобщиться к новым знаниям. Тогда мы еще не знали, насколько это интересно и увлекательно.
Алиса: Когда мы перешли в 9‑й класс, наша учительница по биологии Юлия Николаевна Чернышова спросила о нашем желании сделать проект, предложив взять тему про содержание йода в поваренной соли. Мы согласились.
Светлана: Потом мы познакомились с Майей Борисовной Шашковой, ответственной за лабораторию химии, которая помогала проводить опыты, стала нашим научным руководителем. Кстати, удачный выбор научного руководителя - это 50% успеха проектной работы.

- Где можно представить свое исследование?
Алиса: У нас проходят школьные конференции, например «Экополис», «Ахилл и черепаха». На них можно потренироваться, приобрести опыт выступлений, научиться реагировать на вопросы зала. Затем с нашими проектами мы выходим на следующий уровень. В Москве проводится очень много научных конференций. Ученики школы №1502, подготовившие проекты, обязательно участвуют в Открытой московской инженерной конференции «Потенциал», которую в течение 29 лет совместно проводят школа №1502 и НИУ «МЭИ». После «Потенциала» мы участвуем в Московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ, городских конференциях «Наука для жизни», «Курчатовский проект», «Инженеры будущего», «Старт в медицину», в научных конференциях, которые проводит наш вуз-партнер МЭИ. В прошлом году мы также участвовали в днях науки в МИСиС.

- Какие возможности предоставляет школьникам проектная деятельность?
Светлана: Научиться формулировать и представлять свои мысли так, чтобы их поняли другие. Призовые места в конференциях обеспечивают дополнительные баллы при поступлении в вуз, кроме того, расширяются кругозор и знания по предметам.
Алиса: Также на конференции тебя могут заметить и пригласить куда-то дальше. Чем больше вы делаете проектов, тем больше шансов попасть на новую конференцию, поехать в научный лагерь от школы, представить свою школу на знаковом мероприятии, таком как «Город образования».

- Сложно ли создавать свою исследовательскую работу? Какие качества для этого нужны?
Алиса: Создавать работу достаточно сложно. Для этого нужно много свободного времени и сил, а главное, желание.
Светлана: Для проектной деятельности нужно такое качество, как дотошность. Иногда вы читаете материал по выбранной теме, и встречаются моменты, которые вы не знаете, не понимаете. Тогда надо докопаться до сути, и вот вы уже углубленно знаете маленький кусочек предмета. Также очень важны терпение и трудолюбие: что-то не получается - пробуйте снова, просите помощи. Это и есть формула успеха.

- Что вы можете посоветовать тем, кто только начинает свой путь в науку?
Алиса: Проектная деятельность - это очень интересно, чем раньше вы начнете участвовать в этом процессе, тем больше узнаете и тем успешнее будете в дальнейшем. Не бойтесь создавать исследовательские работы, это очень перспективно, познавательно, увлекательно и даже весело, поверьте!
Светлана: Новичкам мы можем пожелать успехов и везения. Самое главное - идти вперед, не отчаиваться, если что-то не получается или не заняли призовых мест. Все, что вы сделаете, будет полезно.

- Как школа помогает вам в участии в различных мероприятиях?
Алиса: Школа дала возможность поехать на научную программу во Всероссийский детский центр «Океан». Там вместе с увлеченными детьми из различных регионов России мы создавали новые проекты, изучали современные тенденции в научном мире. Это была замечательная поездка, которая подарила нам людей с общими интересами.
Cветлана: Также мы участвовали в международном форуме «Город образования». Благодаря ему мы ознакомились с направлениями исследований и проектами ведущих мировых компаний, других школ, обменялись с ними своими наработками, смогли помочь друг другу в исследованиях. О проведенном мастер-классе на «Городе образования» я рассказывала в новостной программе на «Московском образовательном». Это тоже очень хороший опыт.

- Есть ли желание после окончания школы вернуться уже в качестве наставников для младших ребят?
Алиса: Было бы здорово, чтобы сохранялась преемственность. Думаю, что вернемся.
Светлана: Хотелось бы передать свой опыт и полученные навыки младшим школьникам. Конечно, будем сотрудничать с 1502‑й.

Иван ВНУКОВ, заместитель директора школы №1502 при МЭИ;
Лидия ЛАХМАНОВА, ученица 11‑го класса школы №1502 при МЭИ