На уроке биологии в 8‑м классе ребята ознакомились с научной статьей о возможности сохранения зрения. В этой статье были приведены доказательства того, что ношение очков и контактных линз не восстанавливает зрение системно. Это научное исследование, с одной стороны, закрыло дискуссию о «традиционных» способах лечения близорукости, а с другой стороны, подняло вопрос важности сохранения зрения как невозобновляемого физиологического ресурса человеческого тела.
Ребята очень заинтересовались данной темой, и мы решили выяснить, можно ли сохранить или улучшить наше зрение. Так и возникла наша проектная работа «Исследование распространения близорукости и ее профилактики среди школьников 8‑го класса».
В ходе ее выполнения школьники стали искать материал по выбранной теме, сформулировали гипотезу, исследовательские задачи, результаты которых были достигнуты с помощью ресурсов нашей школы.
Благодаря активному сотрудничеству школы с городскими поликлиниками ребята получили возможность послушать лекцию ведущего врача-офтальмолога. Доктор подготовил презентацию, рассказал о том, как правильно проверить зрение, дал рекомендации по его сохранению, после чего наши юные исследователи сами учились работать на авторефрактометре. Ребята смогли самостоятельно организовать и провести проверку зрения среди своих одноклассников, почувствовав себя настоящими врачами. В результате данной проверки были сформированы две группы. В первую группу вошли учащиеся со 100%-ным зрением, а во вторую группу попали учащиеся с начальной и прогрессирующей стадией миопии (близорукостью). Затем эти две группы получили рекомендации о сохранении зрения. На время проведения этого исследования участники добровольно ограничили время использования гаджетов, смотрели телевизор не более 30 минут в день, включали в рацион пищу, богатую витамином А, совершали ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов, делали гимнастику для глаз.
Для того чтобы нашим исследователям контролировать процесс соблюдения рекомендаций, они предложили ребятам вести дневник наблюдений в течение 3 месяцев.
Через 3 месяца была проведена повторная диагностика глаз, которая выявила, что при соблюдении всех рекомендаций зрение школьников не ухудшается. Благодаря этому исследованию мы делаем вывод, что у каждого из нас есть шанс сохранить свое зрение.
Данный проект способствовал популяризации здорового образа жизни среди школьников, дал возможность участия в научно-практических конференциях «Потенциал», «Старт в медицину», благодаря которым ребята получили опыт публичного выступления, новые предметные знания, поделились ими с одноклассниками и педагогом; содействовали формированию новой педагогической практики своего учителя; повысили свою мотивацию и самооценку к дальнейшей учебной и исследовательской деятельности.

Татьяна НЕФЕДОВА,
учитель биологии школы №920