Курсы по выбору - часть образовательной программы. Они направлены на освоение детьми межпредметных и личностных компетенций. Общими для всех курсов являются образовательные результаты - умение общаться, проектировать, выбирать.
Каждый учитель, проектируя свою рабочую программу, закладывает в нее навыки, которые появятся у ребенка по итогам освоения этих курсов. При этом рабочая программа обязательно является межпредметной, направленной на освоение ребятами конкретного навыка. Например, создание презентации, умение делать химические опыты, биологические наблюдения, чертить или общаться на иностранном языке во время путешествия.
По итогам обучения школьники должны продемонстрировать конкретный навык, например, воспроизвести диалоги, которые могут возникнуть в путешествиях, провести опыт, рассказать о нем или уверенно выступить с публичным докладом.
Работа на КПВ групповая, активная, происходящая во взаимодействии и общении. Таким образом, дети создают проект, и делают это сообща. Их энергия направлена на общение друг с другом при решении учебных задач, выборе дел, которые им интересны, которым они готовы посвятить свое время. Каждый обучающийся к концу шестого класса осваивает минимум шесть различных направлений деятельности и выбирает для себя наиболее подходящее предпрофессиональное направление обучения с седьмого по девятый класс.
Если ребенок самостоятельно выбрал предметы и в седьмом классе не меняет направление обучения, значит, процесс организован правильно.
В этом учебном году всего два обучающихся сменили направление. Сравнивая с прошлым годом, когда сменивших направление обучения школьников было около 15, мы видим значительный рост в организации работы. Во многом он достигнут за счет появления новых направлений, например, в этом учебном году появились программирование и проектная деятельность.
В 2019‑2020 учебном году для пятиклашек открыто десять курсов по выбору, среди них - «Я и моя страна», «Учимся проектировать», «Программирование на Scratch», «Интерактивные презентации», «Театральная студия» и другие.
А шестиклассники выбирали между такими курсами, как «Я и закон», «Введение в физику», «Введение в химию», «Введение в кибербезопасность», «Программирование и основы языка», «Теория решения изобретательских задач на основе биологии», и другими.
Важно, что курсы по выбору соответствуют возрастным особенностям детей. Они быстро заинтересовываются одним видом деятельности и так же быстро переключаются на другой, потому что вокруг столько интересного и хочется попробовать все и сразу! Поэтому курс длится всего три месяца. Достаточно, чтобы овладеть навыком, но в то же время недостаточно, чтобы устать и потерять интерес.
При этом дети могут делать выбор в безопасных для них условиях на учебных материалах. Здесь нет правильного и неправильного ответа, а педагоги всегда готовы прийти на помощь.
Среди учителей уже появилась конкуренция, борьба за право провести курс, потому что он востребован и интересен.
А что вы думаете по поводу КПВ и их роли в развитии личностных и межпредметных компетенций детей?

Ирина ИГНАТОВА,
методист школы №1476

Комментарий

Диана ЩЕРБАКОВА, ученица 5‑го класса:

- Попробуйте вспомнить, когда вы начали самостоятельно делать выбор, тщательно продумывать результат и идти к нему, не обращая внимания на сложности.
Моим первым серьезным решением стали курсы по выбору, когда я пришла в пятый класс. Новое здание, новые учителя и уроки. Новая жизнь и много-много вопросов.
Когда в прошлом году меня спросили, на какие курсы я хочу пойти, я растерялась. Но все встало на свои места после квеста. Хорошо подумав, я остановилась на трех курсах по выбору: «Театральная студия», «Английский для путешествий» и «Растения и животные». А в следующем году обязательно поищу что-то, связанное с программированием, физикой или химией. Хотя их гораздо больше. Мои друзья ходят на «Введение в кибербезопасность», изучают законы и решают изобретательские задачи с помощью биологии. Столько разных занятий, и все такие интересные!
Однажды мне задали вопрос: «Что полезного в этих курсах по выбору?» Пока что я посещаю только курс «Театральная студия», но точно знаю ответ. Уже сейчас мне очень интересно заниматься, а через пару месяцев я смогу грамотно, спокойно и уверенно выступать на публике, буду знать множество актерских приемов и техник. Уверена, что это пригодится мне в ближайшее время, например, когда буду защищать проекты на уроках.
А еще мы с ребятами из разных классов работаем в команде. Казалось бы, мы друг друга совсем не знаем. Но это не мешает нам делать совместные проекты, получать неплохой результат и находить друзей.
А еще КПВ - это общение. Мне нравится, что можно обсуждать идеи, воплощать в жизнь даже самые смелые. Уроки пролетают незаметно и очень ярко!