В чем суть технологии STEM? Какие принципы положены в основу этой технологии?
- Программа STEM-обра­зования построена на принципах модульности, преемственности и вариативности, а это свидетельствует о ее универсальности и возможности реализации на разных уровнях образования с детьми с разными образовательными потребностями, - говорит президент группы компаний «ЭЛТИ-КУДИЦ» Сергей Аверин.
Главное место в этой технологии отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое.
- STEM-образование характеризует комплексный подход, позволяющий изучать мир системно, - отмечает Ольга Зайнуллина, старший методист Городского психолого-педагогического центра. - В проектной деятельности дети познают взаимосвязь и логику происходящих событий и явлений. С помощью тысячи «почему?», заданных родителям и педагогам, ребенок самостоятельно изучает мир.
Детям непросто применять на практике изолированные знания по разным учебным дисциплинам, технология STEM позволяет приобретать знания в деятельности интегрированно.

Какова роль STEM-технологии в современном образовании?
Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, универсальных умений, непосредственно связанных с опытом практической деятельности. Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов, поскольку STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода.
- Безусловно, эта технология сейчас находится на пике актуальности, - отмечает Татьяна Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. - Мы знаем, что дети школьного возраста работают в «Кванториумах», технопарках, где у них есть занятия по робототехнике, по математике. Они занимаются исследовательской деятельностью, изучают вопросы цифровизации. И дети дошкольного возраста теперь тоже не отстают: для них разработана программа STEM-образования.

В чем преимущества STEM-образования?
Естественно-научная картина мира в образовании с применением технологии STEM формируется на основе системно-деятельностного подхода и базируется на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путем.

Почему это важно для ребенка дошкольного возраста?
1. Именно так формируется навык индивидуальной и коллективной работы, дошкольники учатся договариваться, правильно задавать вопросы, ставить и достигать цели.
2. У ребенка развивается критическое мышление, умение анализировать, получать и применять информацию в практической деятельности.
3. Общий положительный результат (а технология STEM ориентирована на получение реального продукта деятельности) формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.
STEM-образование дает возможность дошкольнику научиться быть самостоятельным.

Приведите пример проекта, который можно создать по технологии STEM.
Например, ребятам дают задание: выполнить проект «Город, в котором я живу». Конечный результат - визуализация конкретного города. Весь проект раскладывается на 6 STEM-модулей:
1. Дидактическая система Ф.Фребеля. Ребята изучают форму, цвет, материал. Отвечают на вопросы, почему шар покатится (а значит, например, колесо поедет), а куб - нет.
2. Конструирование. Дети «строят» дома, дороги, магазины и другие объекты из кубиков «Лего», изучают сочетание форм, синтез, планирование, функциональное предназначение.
3. Экспериментирование. Ребята исследуют городскую среду, где будет парк и почему, что посадить, как это вырастить, изучают день, ночь, времена года.
4. Математическое развитие. Ребята учатся считать: этажи, колеса, окна. Изучают пространственные ориентиры - верх, низ, право, лево. Взвешивают, делят.
5. Робототехника. Дети учатся разрабатывать маршруты для людей, транспорта. Вместе с роботом «Матата» повторяют пространственные ориентиры.
6. Мультстудия. Визуализируем результат, все повторяем, руками лепим героев, изменяем город под влиянием разных природных факторов.

В чем особенности STEM-образования в Москве?
Активная познавательная позиция ребенка - один из ключевых принципов в STEM-образовании. Важны именно действия самого ребенка, ему должно быть интересно, поэтому пространство, в котором он находится, устроено так, чтобы дошкольник мог активно и увлеченно экспериментировать с реальной развивающей средой.
- Сегодня в Москве существует 10 инклюзивных площадок, где дети дошкольного возраста могут посетить занятия с применением технологии STEM-образования, - отмечает Елена Ушакова, начальник отдела инновационной и методической помощи Городского психолого-педагогического центра. - В активном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, самостоятельно выявляя причины явлений, устанавливая взаимосвязи, ребята, занимающиеся по программе «STEM-образование для каждого», экспериментируют, овладевают первыми навыками планирования и коммуникативными умениями, формируют представления о сложном и многообразном мире.