Ребенок проводит в школе 11 лет, и на протяжении этого периода школа является для него основной моделью социального мира. Здесь он осваивает законы межличностных отношений и способы действий в рамках этих законов, примеряет на себя социальные роли.
Роль и место школьной среды оцениваются по тому эффекту в личностном (преобладающая мотивация, самооценка, уровень притязаний), социальном (компетентность в общении, поведение в конфликте), интеллектуальном развитии школьника, которого она позволяет достичь. Школьная среда не только формирует базовые основы знаний, но и закладывает в личность ребенка нравственные ориентиры отношения к окружающему миру, человеку, государству, труду. Руководствуясь государственным заказом, школьная среда обеспечивает интеллектуальное, психическое, нравственное и физическое становление ребенка. Таким образом, влияние учебного заведения как одного из факторов социализации подразумевает закладку новых важных качеств личности и закрепление уже имеющихся. Подобную задачу оно успешно выполняет, поскольку создает относительно контролируемые условия социализации, своеобразную предстартовую позицию для успешного вхождения во взрослую жизнь.
Но как проблему, существенно снижающую работоспособность школьной среды, можно отметить то, что социализация подростков происходит в основном на теоретическом уровне (лекции, встречи, классные часы, диспуты), в то время как активной социальной деятельности ребят уделяется подчас недостаточное внимание. Усиление же социально-коммуникативной роли школьной среды, несомненно, происходит в процессе участия школы в различных городских проектах, в расширении базы социальных партнеров, в процессе включения в деятельность практико-ориентированных социальных программ. Примером практических шагов со стороны школы в ее стремлении усилить свою роль как площадки по реализации детских инициатив может служить участие школьных коллективов в программах общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ), созданной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года.
Городской оператор по реализации программ РДШ в столичном регионе ДТДиМ имени А.П.Гайдара за три года создал в Москве сеть опорных площадок по распространению в школах программ РДШ, организации фестивальных, конкурсных событий в рамках четырех основных направлений деятельности этой общественной организации, таких как военно-патриотическое и информационно-медийное, гражданской активности и личностного развития. В качестве опорной площадки для тридцати одной школы межрайонных советов директоров №10 и №13 выступает ДТДиМ «Восточный». И это не случайно. Вот уже 20 лет дворец является учреждением, координирующим в разное время городские проекты, связанные с популяризацией волонтерского движения в школах, включением подростков в процессы общественно-государственного управления образовательной организацией, и вот теперь проекты РДШ.
Также не последнюю роль в выборе Дворца «Восточный» как опорной площадки Московского отделения РДШ сыграли и наличие его филиалов в районах Ивановское, Перово, Косино-Ухтомский, хорошая материальная база, ориентация педагогического коллектива на тесное взаимодействие со школами и, конечно, внедрение в практику данного учреждения дополнительного образования социальных программ, на которые накладываются контентные вещи. Например, проекты НКО, государственных учреждений, учреждений социальной защиты. К числу таких программ относится программа деятельности клубного объединения «Клуб старшеклассников «Цивилизация юных», созданного на базе Дворца «Восточный» 20 лет назад.
Одно из направлений деятельности клуба - реализация социальных проектов-инициатив школьников. Социальный проект - это комплекс реальных действий, в основе которого лежит требующая разрешения актуальная социальная проблема. Реализация проекта - один из способов участия ребят в общественной жизни путем практического решения социальных проблем.
Содержание конкретного проекта, предложенного и разработанного активистами клуба, всегда уникально. Проект предполагает оказание адресной помощи членов клуба и активистов других школ социально незащищенным категориям населения (пожилым людям из пансионата ветеранов труда №19, детям-сиротам ЦССВ «Соколенок» и «Центральный», детям с ограниченными возможностями здоровья из коррекционной школы-интерната №108) и объектам социальной значимости (больницам, лесопаркам, водоемам).
Курирование проекта позволяет молодому человеку сформировать активную гражданскую позицию, научиться выявлять конкретные социальные проблемы, приобрести практический опыт в их решении. Кроме того, молодежь приобретает навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, тиражирования приобретенного опыта, учится выстраивать деловые взаимоотношения с участниками проекта, другими кураторами, социальными партнерами. Основной результат клубной деятельности заключается в сознательном формировании у молодежи ответственной гражданской позиции, неравнодушного отношения к окружающему миру, проблемам сограждан и экологическим вопросам. Активисты клуба стали победителями конкурса «Доброволец Москвы»-2017 и «Доброволец Москвы»-2018 в номинации «Юный доброволец», вошли в полуфинал Всероссийского конкурса «Доброволец России»-2019.
Немаловажное место сегодня в работе клуба занимает продвижение в московских школах проектов Российского движения школьников. Только в прошлом учебном году воспитанники «Цивилизации юных» стали лауреатами годового фестиваля Московского отделения РДШ «На взлет!», победителями конкурса «Лидер XXI века» в номинации «Лидер молодежного объединения», обладателями диплома II степени в конкурсе «Проектная лига РДШ». Такие образовательные программы, разработанные педагогами Дворца «Восточный» в содружестве с волонтерами «Цивилизации юных», как деловые игры «Выборы», «Международное экономическое сотрудничество», легли в основу территориальных этапов фестивалей Московского отделения РДШ «Финансовая грамотность» и «На взлет!». Возобновила свою работу и межрайонная Школа актива РДШ.
Благодаря тесному сотрудничеству с Российским движением школьников клуб старшеклассников «Цивилизация юных», а следовательно, и Дворец «Восточный» значительно расширили межсекторное социальное партнерство. Конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, общественный сектор) обеспечивает наибольший эффект от сложения разных ресурсов и выгодное каждой из сторон и населения развитие. К числу социальных партнеров Дворца «Восточный», приобретенных в период сотрудничества с Московским отделением РДШ, стоит отнести всероссийские общественные движения «Волонтеры Победы» и «Волонтеры-медики», Музей Победы.

Ольга ЧЕРНОБРОВСКАЯ,
педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Восточный»