В 2016 году школа вошла в проект «Академический класс в московской школе», в рамках которого организовано тесное сотрудничество с рядом академических организаций: Институт общей физики РАН, МГУ имени М.В.Ломоносова, Институт биоорганической химии РАН, Институт высоких температур РАН и другими. Сотрудничество это не формальное, а реальное: семинары, лекции, экскурсии на территории институтов, семинары на базе нашей школы. А в этом году наша школа вошла в новый городской проект «IT-класс в московской школе».
Работа в городских проектах обязывает нас более ответственно отнестись к решению следующих задач:
- активная работа по подготовке школьников к предпрофессиональному экзамену;
- акцент на работе с естественно-научными и инженерными проектными работами школьников;
- участие в различных конкурсах - как проектных, так и профессионального мастерства;
- формирование кадрового резерва;
- обеспечение дидактикой практико-ориентированных видов образовательной деятельности.
Уже 3 года подряд на базе школы №1502 при МЭИ свои двери открывает Летняя инженерная школа. Это событие, собирающее увлеченных, мотивированных на инженерное образование школьников из разных уголков Москвы. Участникам ЛИШ предоставлены широкие возможности для погружения в мир современной инженерии, где они могут не только ознакомиться с уникальным оборудованием, но и попробовать его в действии: от программирования до 3D-моделирования, от микро­электроники до виртуальной и дополненной реальности, от управления беспилотными летательными аппаратами (квадрокоптерами) до создания своего умного робота или умного дома. Данный процесс обучения способствует формированию у учащихся предпрофессиональных инженерных навыков.
Кроме образовательной деятельности, в программу Летней инженерной школы включены интеллектуальные и творческие игры, подготовка к сдаче норм ГТО, проекты, встречи с интересными людьми, мастер-классы, профориентационные экскурсии в НИУ «Московский энергетический институт», НИЦ «Курчатовский институт» - ИРЕА и другие научно-исследовательские учреждения и предприятия Москвы и Московской области. Практические формы занятий, различные способы исследования, приближенные к жизни, помогают школьникам сформировать представление об отдельных профессиях и способствуют развитию их интереса к новым знаниям и открытиям.
В 2019 году Летняя инженерная школа для учащихся 7‑8-х и 10‑х классов проводилась в
июне на территории инженерного корпуса «Гамма», а для детей младшего школьного возраста - на территории корпуса «Дельта». В ней приняли участие 173 старшеклассника и 60 младших школьников.
Для каждой группы был составлен учебный план, включающий курсы: «Моделирование с использованием 3D-ручек», «Альтернативные источники энергии», «Астрономия», «Физическая культура», «Керамика», «Криптография», «Лабораторный химический анализ», «Лазерные технологии», «Макетирование», «Мехатроника», «Параметрирование», «Работа с ГИС», «Разработка игр Python», «Робототехника Lego», «Робототехника VEX-IQ», «Робототехника VEX-EDR», «САПР Маткад», «Теория вероятности», «Физический эксперимент», «Цифровое производство», «Электроника и приборостроение», «Экосистема человека», «Электромонтаж с элементами автоматики», «Электротехника», «Продвинутая электротехника».
Например, такова учебная программа для одной из старших групп:
- «Моделирование с использованием 3D-ручек» - 4 часа в неделю;
- «Физическая культура» - 4 часа в неделю;
- «Лазерные технологии» - 2 часа в неделю;
- «Мехатроника» - 2 часа в неделю;
- «Робототехника Lego» - 2 часа в неделю;
- «Робототехника VEX-IQ» - 4 часа в неделю;
- «Физический эксперимент» - 4 часа в неделю;
- «Цифровое производство» - 4 часа в неделю;
- «Астрономия» - 4 часа в неделю.
ЛИШ является апробационной площадкой, где мы внедряем новое в преподавании инженерных дисциплин. Нашей работе в июне предшествовал период активного освоения оборудования из новых поставок в рамках городских проектов и написания программ курсов, которые можно было бы провести с их использованием. Также ЛИШ является прекрасной методической площадкой для развития потенциала наших педагогов.
В инженерной школе мы провели интересный педагогический эксперимент по внедрению в курсы сквозного проекта. Суть метода заключается в том, чтобы объединить работу нескольких групп, решающих свою отдельную задачу, в рамках общего проекта.
Данный подход не только позволяет запланировать выполнение проекта в большем объеме, но и создает ощущение сопричастности к работе над интересным и сложным проектом. Этот подход отлично будет сочетаться с методом разделения задач по компетенциям: группы, которые обучаются на курсе «Электроника и приборостроение», делают «умную» начинку устройства, при этом выдавая техническое задание на моделирование, которое выполняют группы, изучающие программу «Цифровое производство». Данный подход способствует формированию междисциплинарного мышления и расширяет кругозор учащихся.
В 2019 году впервые начала свою работу Летняя инженерная школа для обучающихся 1‑4‑х классов. Команда творческих энтузиастов-педагогов старалась провести знакомство ребят с естественно-научными, техническими и гуманитарными дисциплинами через экспериментальную и практическую деятельность, увлекательное и познавательное путешествие в мир научных опытов и открытий. Основными в работе были выбраны направления, формирующие первоначальные представления о компетенциях Московского детского чемпионата KidSkills: «Графический дизайн», «Прототипирование», «Сити-фермерство», «Мобильная робототехника», «Мультимедийная журналистика».
Кроме ежедневных практических занятий учащиеся имели возможность ознакомиться с популярными городскими проектами. На площадке работали «Театр занимательной науки» и выставка интерактивных экспонатов «Зазеркалье» Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект». В гости к ребятам приходили настоящие профессионалы - педагоги школы №1310 - золотой и серебряный призеры взрослого чемпионата WorldSkills Russia, знакомство и непосредственное общение с которыми - лучшая мотивация к последующему саморазвитию.
По итогам работы ЛИШ удалось создать дружескую атмосферу совместного увлекательного погружения в мир науки. Мы уверены, что подобная практика организации летнего отдыха обучающихся способствует их вовлечению в творчество и формированию устойчивого интереса к познанию.
Летняя инженерная школа - это прежде всего сообщество взрослых и детей. И мы очень надеемся, что в результате этого сотрудничества школьники обретут новые знания, найдут новые решения, а в будущем наша страна обретет новое поколение инженеров. А мы постараемся им в этом помочь. Инженерная школа - территория возможностей!

Галина БЕЗРУКОВА, учитель математики, старший методист школы №1502 при МЭИ, кандидат педагогических наук;
Мария ПЕТРОВА, учитель физики, председатель методического объединения специальных дисциплин школы №1502 при МЭИ, кандидат педагогических наук;
Лариса САМОДУРОВА, заместитель директора школы №1502 при МЭИ