За последний год было несколько нашумевших выступлений экспертов на радио. Одни с требованием категорически запретить так называемые электронные развлечения как провоцирующие агрессию и жестокость, другие с требованием их всячески поощрять и развивать как помогающие социализации детей и, наоборот, гасящие жестокость. Споры эти были и раньше. Например, одна из волн таких обсуждений была спровоцирована в 2014 году новостью о включении Министерством спорта РФ соревновательных компьютерных игр во Всероссийский перечень видов спорта.
Тогда мы в школе №1502 при МЭИ задумались: а что мы вообще знаем об этих играх, в которые играют наши ученики? Предлагаем всем провести такой мысленный эксперимент. Если у вас есть знакомые подростки, увлекающиеся компьютерными играми (а мы уверены, что у большинства читателей такие есть),  ответьте себе на вопрос: «А что я знаю об этих играх?» Это стрелялки? Хорошо. А что еще?
И тогда мы пошли на смелый эксперимент. Осенью 2016 года объявили в своей школе первые соревнования по компьютерному спорту. В оргкомитет вошли учителя информатики, физкультуры, школьный психолог и инициативные старшеклассники. Первой задачей было оценить, по каким именно играм можно провести эти соревнования. Сопоставив ряд факторов, таких как популярность игры среди учащихся, наличие крупных международных соревнований по играм, отсутствие в играх неприемлемых для детей сюжетов, мы выбрали игру Dota 2.
Первые соревнования прошли с оглушительным успехом. Старожилы школы говорили, что мероприятие напомнило им старые времена, когда актовый зал ломился от желающих посмотреть, например, на школьную викторину, которой теперь сложно удивить и заинтересовать современных детей.
Параллельно с деятельностью по организации соревнований мы стали готовить и школьную сборную команду. Поначалу мы увидели проблему в том, что победителям школьных соревнований негде себя проявить на более высоком уровне. В 2018 году мы узнали о проведении Всероссийской интеллектуально-киберспортивной школьной лиги. Без особых надежд мы подавали заявку. Однако выяснилось, что команду мы готовили не зря - первое место в каждой из четырех дисциплин среди около 200 школ-участниц со всей страны.
С нашего первого турнира прошло уже четыре года, школьные соревнования по компьютерному спорту стали традиционным школьным мероприятием и уже не вызывают ажиотажа своей необычностью. Сформировавшийся коллектив энтузиастов компьютерного спорта не стоит на месте, и в 2018 году в школе №1502 при МЭИ был проведен межрайонный турнир по компьютерному спорту, а весной 2019 года мы пригласили старшеклас­сников всех школ Москвы поучаствовать в межшкольном кибертурнире. Огромным подспорьем в организации соревнований стал опыт проведения нашей школой городских мероприятий - инженерной конференции «Потенциал» и исторических чтений «Защитники Отечества». 32 школы и 280 участников не так плохо для экспериментального мероприятия.
Проводя соревнования по компьютерному спорту, мы столкнулись с рядом проблем и, решая их, сделали весьма неожиданные выводы. Например, как выглядят соревнования для стороннего зрителя? С футболом все понятно - ребята бегают по полю. А в киберспорте? Какие-то люди сидят за компьютерами и что-то делают. Без спортивных комментаторов не обойтись! Мы начали искать ребят, которые могли бы комментировать матчи для зрителей, и поняли: это занятие для многих гораздо интереснее самих игр. Вообще мы много чего поняли и осознали, что, начиная эту деятельность, мы, как и многие, были в плену стереотипов. Есть мнение, что увлекающиеся компьютером ученики - это тихие, ни в чем себя не проявляющие, плохо социализированные дети. Но реальность оказалась не такой! Успешные в киберспорте дети, как правило, успешны и в других областях. Они поют и выступают на сцене, показывают спортивные результаты, становятся призерами олимпиад и конференций. Так, победитель школьных соревнований по экономическим стратегиям набрал в этом году 100 баллов на ЕГЭ, а один из призеров школьных соревнований по киберфутболу стал победителем заключительного этапа ВОШ по физической культуре.
Наличие опыта проведения соревнований по компьютерному спорту позволило нашей команде подключиться к работе московского центра «Патриот. Спорт» по организации стенда «Кибер­Арена» на форуме «Город образования»-2019. Например, один из наших опытных комментаторов по Dota 2 Алексей Кныш - уже выпускник лицея, а ныне студент престижного вуза - работал в прямом эфире вместе с профессиональными комментаторами Сергеем Поповым и Александром Потаповым и показал высокий уровень работы. Кульминацией того игрового дня стал напряженный матч между командой из школы №1502 при МЭИ и профессиональной командой, победителем многочисленных соревнований «Технопарк», в котором мы уступили лидерство лишь на последних минутах рекордного по продолжительности матча. А днем ранее ребята из нашей школы участвовали в показательном матче по киберфутболу против директоров московских школ. Дружеское противостояние позволило ответственным руководителям вспомнить молодость и закончилось со счетом 12:0 в пользу школьников.
Площадка «КиберАрена» стала одной из наиболее популярных на форуме и вызвала живой интерес у всех ее посетителей. В очередной раз можно сделать вывод о том, что мы движемся в правильном направлении.
Новый учебный год приходит с новыми идеями! И мы его начали с анонсов сразу двух городских мероприятий киберфутбольной тематики. В октябре наша школа совместно с центром «Патриот. Спорт» проводит совершенно новое по формату мероприятие «Кубок по футбольному двоеборью». Школьникам предстоит сразиться как в киберфутболе FIFA-19, так и в настоящем мини-футболе в спортивном зале. А в ноябре совместно с нашим давним партнером Гете-институтом ФРГ проводим фестиваль немецкого футбола, сочетающий турнир по киберфутболу, в котором игроки будут представлять команды разных регионов Германии, с конкурсом страноведческих выступлений, на котором учащиеся выступят с докладами о культуре соответствующих регионов.
Ждем всех желающих на городских мероприятиях, проводимых школой №1502 при МЭИ. Наши сайты: esports.1502.moscow и 1502.mskobr.ru.

Алексей ТИКУНОВ,
руководитель IT-службы, координатор школьного киберспортивного клуба школы №1502 при МЭИ