Современная школа сегодня - это высокотехнологичное, интерактивное и, конечно же, комфортное образовательное пространство, в котором детям интересно учиться и приятно проводить время. Это образовательная среда, которая в полной мере отвечает тем новым компетенциям, которые мы реализуем в старшей школе. Городские проекты позволили московскому образованию выйти за рамки классических школьных предметов, и сейчас дети имеют возможность совершенствоваться в таких современных направлениях, как мехатроника, интернет вещей, прототипирование, лазерные технологии, лабораторный химический анализ. И в первую очередь нам хотелось сделать так, чтобы школьное пространство соответствовало этим современным требованиям.
Было полностью пересмотрено планировочное решение старого здания «самолетик», начали с перераспределения учебных классов и лабораторий. В итоге весь второй этаж теперь представляет собой единое естественно-научное пространство, начиная от лабораторий физики и химии и заканчивая робототехникой и IT-полигоном. Проработали блок мастерских, создав там лабораторию производства полного цикла, где учащиеся могут создавать свои проекты, начиная с этапа моделирования и заканчивая изготовлением рабочего прототипа с использованием самых современных станков с ЧПУ. Почти все ненесущие стены были заменены либо стеклянными витражами, либо трансформируемыми перегородками. Это позволило вовлечь в учебный процесс даже холлы и рекреации. После глубокой модернизации здания школа стала яркой, светлой, открытой.
Конечно же, такие кардинальные перемены вызывали и опасения. В первую очередь это касалось открытых пространств, ведь теперь весь учебный процесс стал как на ладони, а кабинеты больше похожи на аквариумы. Но дети привыкли к нововведениям меньше чем за месяц, перестав реагировать на все происходящее вне учебного класса, а педагогов такая открытость лишь дисциплинирует и мотивирует.
И даже спустя год жизни в обновленном здании мы продолжаем раскрывать потенциал созданной образовательной среды, открывая все новые направления работы. Изменились сами занятия, они стали интереснее, насыщеннее и интерактивнее. Уроки проходят совсем иначе, когда можно использовать для работы все пространство кабинета, когда в ходе решения уравнения можно сделать запись почти на любой стене или поверхности в классе или когда не возникает вопроса, как за перемену развернуть цифровую лабораторию и где найти розетку. У нас появилась возможность проведения потоковых занятий, и, чтобы организовать лабораторию, нужно просто сложить стену между двумя соседними кабинетами и получить лекционную аудиторию на 60 посадочных мест или, наоборот, используя мобильные столы, быстро организовать групповую работу.
Отдельное место в жизни школы стал занимать актовый зал, который мы теперь смело называем коворкинг-пространством. Многофункциональный, трансформируемый и интерактивный зал не только не потерял своей медийной функции, но и стал неотъемлемой частью учебного процесса. Телескопические трибуны, два независимых экрана позволяют использовать его для проведения лекций и семинаров. Складывающаяся модульная мебель дает возможность быстро развернуть полигон для занятий по робототехнике или прототипированию. И, кстати, в актовом зале можно быстро развернуть лекционные аудитории на 100 и 250 человек.
Мы сделали первый шаг к созданию образовательной среды, которая соответствует запросам современного московского школьника и позволяет каждому ученику максимально раскрыть свой потенциал, осознанно подойти к выбору своей будущей профессии и самореализоваться.

Денис БРИТОВ, заместитель директора школы №1502 при МЭИ;
Владимир ЧУДОВ, директор школы №1502 при МЭИ, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ