Анна ПАСТУХОВА, классный руководитель 9‑го класса Курчатовской школы:
- Современные школьники живут в эпоху цифровых технологий и имеют свои особенности. Появление социальных сетей и мобильных телефонов, большой объем информации привели к тому, что средства связи перестали выполнять свою истинную функцию - соединять людей для общения, а все больше и больше отдаляют их друг от друга.
Все чаще становишься свидетелем следующей ситуации: со звонком на перемену дети погружаются в мир мобильных устройств. А со звонком на урок эта «дружба» не прекращается: если игра не доиграна, то ребенок не может сконцентрироваться на уроке. Подвижные игры, так любимые школьниками в прошлом, сменились малоподвижным образом жизни школьников современных.
И такая объективная ситуация ставит перед классным руководителем современной школы определенные задачи, например, сделать гаджет умным и полезным другом, работающим на развитие ребенка, на его всестороннее образование, организовать время школьников (в том числе и перемены) так, чтобы оно было насыщенно активностями, в том числе и физическими.
Я, как классный руководитель, понимаю, что стереть из жизни человека ничего нельзя. Но дорисовать-то можно!
И тут мне открывается масса возможностей: я, словно художник, создающий новую картину поверх старого холста, беру свои «инструменты», чтобы повернуть ситуацию в нужное русло.
Я учу своих учеников слушать, а потом говорить. Говорить так, чтобы тебя слышали. Я учу своих учеников видеть самостоятельно, а не верить слухам и домыслам. Я учу думать, прежде чем высказать собственное мнение. Я учу их не бояться расти медленно. С каждым днем я все больше уверена в том, что в нашем быстроменяющемся мире бояться нужно только одного - оставаться неизменными.

Денис МОХОНЬКО, классный руководитель 7‑го класса школы №939:
- Прорыв в сфере IT-технологий не просто ускорил процесс получения информации, он задал абсолютно иной вектор в развитии и формировании человека. Сегодня цифровая среда с ее огромным потоком информации вовлекает в свое пространство каждого человека с первых лет жизни. Поэтому основными отличиями школьника XXI века, на мой взгляд, становятся ранняя социальная активность и индивидуализация. Их наличие только подтверждает необходимость подбора новых педагогических инструментов, соответствующих действительности.
Сегодняшние школьники с большой ответственностью подходят к выбору будущей профессии, раньше становятся самостоятельными. Для современного школьника характерно стремление к реальной самостоятельности, когда есть возможность принимать важные решения и нести за них ответственность. Обучающийся сейчас более целе­устремленный, умный и продвинутый, нежели его родители в том же возрасте. Современный школьник желает работать и зарабатывать, но при этом предпочитает труд интенсивный, но непродолжительный. Да, надо признать, что современный школьник ориентирован на себя, и в образовании в том числе, многие обучающиеся интересуются лишь тем, что пригодится им в будущей профессии. Это не хорошо и не плохо, это условие задачи, которое надо учитывать в решении.
Главный инструмент современного учителя - это урок, который следует постоянно совершенствовать, делать актуальным действительности и содержательно, и формально. В руках классного руководителя сейчас тоже достаточно современных образовательных технологий, направленных на комплексное формирование личностных качеств обучающихся. Так, например, я достаточно активно использую для моих семиклассников технологию смены социальной позиции или демонстрацию последствий поступка личности для группы. Ребята учатся прогнозировать результаты своих действий, оценивать последствия единичного решения для целого класса, начинают понимать причины поступков других людей. Мы развиваем эмоциональный интеллект, учимся видеть мир глазами других людей и быть ответственными.
Я убеждена, что современный школьник - это завтра уверенно ориентирующийся в социальном пространстве взрослый, носитель пытливого ума, патриот своей страны, законопослушный гражданин, любящий родитель, мастер своего дела.
Однако без тьмы не может быть света! Век новых технологий накладывает на человека свои обязательства. Нужно быть цельной личностью, иметь хорошую профессиональную базу и силы, чтобы быть достойным человеком. Как сказал кто-то из мудрых: «Изменяться, не изменяя себе».

Юлия ЕСАУЛЕНКО,
старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы