Складывание из бумаги существовало в школах во всем мире с конца XIX века. В Европе, в Южной Америке, в Великобритании, в Северной Америке и Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Фридриха Фребеля. Немецкий педагог и последователь Песталоцци первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения основам геометрии. После смерти Фребеля в 1852 году его последователи активно использовали складывание бумаги не только как математический метод, но так же как особый путь творчества.

Складывание из бумаги распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Фребеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Без надлежащего понимания складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. И ни о каком творчестве речь идти, конечно, не могла.

В Японии идеи Фребеля соединились с японским традиционным оригами. Более древняя история бумажного складывания в Японии позволила использовать множество изящных фигурок. И до сих пор в Японии существуют альбомы с перечнем фигурок, по которым работали педагоги в конце XIX - начале XX века.

Проблема использования оригами в школе состояла в том, что и в Японии, и на Западе педагоги, работавшие по методике Фребеля, полностью игнорировали возможность создания детьми новых моделей в технике оригами. Творческое оригами не возникало и среди взрослых, пока в начале XX века поэт и философ Унамуно в Испании и Акиро Йошидзава в 1940-х годах в Японии не начали создавать собственные оригамные модели. Йошидзава назвал это «творческим складыванием».

Расцвет складывания в школах приходится на период от 1880-го до 1914 г. К концу этого периода оригами расценивалось как нечто чужеродное в школьной программе, и его перестали ставить в учебный план. С 1918 года на Западе бумажное складывание практически исчезло. Место оригами заняли занятия живописью и лепкой из глины.

В Японии отношение к использованию оригами в школе также менялось. Акиро Йошидзава писал, что в 1920-х годах в Японии оригами как школьный предмет подверглось яростной критике, потому что детей обучали лишь складыванию классических моделей.

Дурная слава об оригами в качестве школьного предмета усилилась после второй мировой войны. И даже ЮНЕСКО проявило интерес к этому вопросу. В 1954 году на Международной научной конференции ЮНЕСКО по вопросам искусства прозвучал категорический протест против включения оригами в список образовательных программ по искусству.

Успех преподавания оригами в школе зависит в первую очередь от высококвалифицированных и преданных педагогов. К сожалению, обычный школьный учитель не имеет специальных навыков. Оригами не преподают в педагогических училищах и институтах. И учитель, использующий оригами на своих занятиях, просто пролистывает книгу с оригамными схемами перед уроком, чтобы через несколько минут показать фигурку ученикам.

Но нельзя забывать, что творческий потенциал детей огромен. В 1970-х годах Роберт Харбин показывал оригами в ряде своих телевизионных программ по Независимому британскому телевидению. Дети после программ начали присылать свои оригамные фигурки, созданные ими самостоятельно. Количество моделей, придуманных детьми в возрасте от шести лет и даже младше, потрясло Харбина.

Однако все модели, присланные детьми Харбину, были созданы дома, а не в школе. Создание оригамной модели требует сосредоточенности и достаточного времени, что невозможно на уроках. Даже такой замечательный оригамист, как Эрик Кенневей, художник и школьный учитель, увидел множество проблем в обучении оригами на уроках в школе. Он говорил: «Я не думаю, что оригами может занять достойное место в школьном курсе. Ведь дети просто копируют то, что делает учитель. В оригами требуется определенный уровень развития специальных навыков. Если же ребенок лишен этих навыков, его модель будет выглядеть неуклюже и такая фигурка будет бесполезна. Однако складывание в маленьких группах со способными детьми - это замечательно».

Сотни учителей-энтузиастов в разных странах пробуют сегодня применять оригами в школах. И прежде чем оригами займет достойное место в школьной программе, придется преодолеть большое число проблем. Оригами действительно имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. И остается надеяться, что сегодня у нас есть достаточно опыта и знаний, чтобы развить оригами как необходимый предмет в учебной программе школ.

Англия

Из журнала «Оригами»