Об актуальных вопросах развития системы профессионального образования с учетом реализации национального проекта «Образование», защиты трудовых прав и профессиональных интересов работников, стипендиального обеспечения обучающихся

1. Основные тенденции развития системы высшего образования
Деятельность Правительства РФ в сфере образования в 2018 году осуществлялась в соответствии с решениями и поручениями Президента Российской Федерации, положениями законодательства об образовании, а также с учетом Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Обзор и анализ реализации государственной политики в сфере образования в 2018 году изложен в докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования. Доклад включает данные мониторинга системы образования за 2017 год, проведенного в 2018 году во исполнение постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», а также содержит информацию, сформированную на основе данных федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований. Текст размещен на сайте Правительства РФ.
Стратегия реализации государственной политики в сфере высшего образования направлена на обеспечение доступности и повышение качества высшего образования, его привлекательности, в том числе для иностранных студентов, и конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования.

1.1. Обеспечение доступности высшего образования
Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования в стране - формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» за счет ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих на территории Российской Федерации. На протяжении последних пяти лет каждый второй выпускник общеобразовательной организации имеет возможность поступить на бюджетное место в вуз, на каждые 100 выпускников школ приходится 57 бюджетных мест на первых курсах в вузах.
В течение последних четырех лет отмечается рост потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей, что повлияло на структуру очного приема на программы бакалавриата и специалитета в 2018-2019 учебном году: 47% КЦП выделено на инженерные направления подготовки и специальности, 11% - в области наук об обществе, 10% - в области естественных наук, 9% - педагогические, 9% - медицинские.
Однако механизм распределения КЦП, который в настоящее время действует в системе управления процессом распределения бюджетных ассигнований в вузы, устарел и порой приводит к тому, что часть КЦП оказывается не востребованной одними вузами, в то время как другие вузы остаются неудовлетворены количеством предоставленных им по результатам конкурса бюджетных мест.
При определении объема и распределении КЦП следует учитывать региональную доступность и территориальную неоднородность в доступности высшего образования.
Сеть ведущих университетов страны позволяет талантливым ребятам получать образование мирового класса в любом федеральном округе, совсем не обязательно переезжать в столицы.

1.2. Обеспечение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования
Обеспечение конкурентоспособности вузов осуществляется за счет реализации Проекта 5/100, поддержки ведущих университетов, опорных университетов в регионах.
Сегодня в России сформирована группа ведущих университетов (МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ, федеральные, национальные исследовательские университеты), ключевыми задачами которых являются проведение фундаментальных научных исследований и подготовка специалистов высшей квалификации, повышение глобальной конкурентоспособности и качества российского образования в целом.
Общий объем финансирования программ повышения конкурентоспособности ведущих университетов по Проекту 5/100 в период 2013‑2018 годов составил 60,1 млрд рублей. В результате в 2018 году 11 российских университетов вошли в Топ-100 и 18 российских университетов - в Топ-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.
Опорные университеты (включая 12 университетов, реорганизованных путем присоединения к ним других университетов) показывают положительную динамику как по показателям результативности реализации программ развития, так и по показателям мониторинга. На реализацию программ развития 33 опорных университетов в 2017 году за счет средств федерального бюджета выделено 1,9 млрд рублей, в 2018 году - 1,135 млрд рублей. Опорными университетами привлечено софинансирование программ развития в 2017 году в объеме 3,68 млрд рублей, что превышает минимальные пороговые значения (по условиям проекта) фактически в 10 раз.
Количественные показатели деятельности опорных университетов:
- в 24 университетах наблюдается рост среднего балла ЕГЭ в 2018 году по отношению к 2017 году;
- в 22 университетах зафиксирована положительная динамика доли принятых на обучение студентов - выпускников образовательных организаций региона расположения университета в общем числе студентов, принятых на обучение по очной форме бакалавриата и специалитета;
- объем контрольных цифр приема по уровням бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2017 году увеличился на 8,5% (с 49363 до 53558 бюджетных мест); в 2018 году - увеличение в среднем на 15% по сравнению с 2017 годом (до 61372 бюджетных мест), в том числе по уровню бакалавриата - на 6%, по уровням специалитета и магистратуры - на 12%;
- общий объем поддержки по выигранным в 2017 году заявкам на федеральные проекты и конкурсы увеличился по сравнению с 2016 годом более чем в 5 раз (с 216 млн рублей до 1 млрд 216 млн рублей);
- численность работников университетов, имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных, возросла на 10% в 2018 году по сравнению с 2016 годом.
Показатели взаимодействия опорных университетов с регионами:
- объем софинансирования реализации проектов университетов со стороны региональных властей и индустриальных партнеров в 2018 году возрос на 23% (с 3,68 млрд рублей до 4,53 млрд рублей);
- объем поддержки в 2017 году на реализацию проектов университетов из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов увеличился на 11% (с 317 млн рублей до 352 млн рублей) по сравнению с уровнем 2016 года. Доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в общем объеме софинансирования программ развития университетов на 2017 год составила 10%;
- общий объем привлеченных университетами средств индустриальных партнеров (без учета партнеров по государственным программам и средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов) вырос в 2018 году на 35% по сравнению с 2016 годом. В 11 университетах рост показателя за период 2016‑2018 годов составил более 200%;
- университетами реализуются 154 стратегических проекта в интересах развития регионов (в среднем 4,8 проекта на университет, общий объем финансирования превышает 4,5 млрд рублей);
- 31 университет интегрирован в региональную систему развития предпринимательства (заключены соглашения о сотрудничестве с региональными бизнес-инкубаторами, центрами предпринимательства; договоры с бизнес-инкубаторами на оказание услуг);
- количество общественных совещательных структур при руководстве муниципалитета/региона, в работе которых принимают участие работники университетов, в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилось на 66%.
Показатели взаимодействия опорных университетов с бизнес-сообществом:
- доля средств индустриальных партнеров в общем объеме софинансирования программ развития опорных университетов в 2017 году составила 47% (1700 млн рублей);
- в среднем возросло на 78% в 2018 году по сравнению с 2016 годом число жителей региона, прошедших программы повышения квалификации в университетах в сфере предпринимательства, число студентов университетов, принявших участие в программах бизнес-инкубаторов;
- доля образовательных программ университетов (бакалавриат, специалитет, магистратура, ординатура), в которые внедрены модули по технологическому или социальному предпринимательству, в 2018 году по сравнению с 2016 годом возросла в 2,3 раза.
Показатели интеграции опорных университетов с научными институтами:
- объем финансирования реализованных/реализуемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университетов, соисполнителями или заказчиками которых являются научные институты, в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличился в 2,9 раза (с 86,6 млн рублей до 252,9 млн рублей);
- количество базовых кафедр и других структурных подразделений опорных университетов в партнерстве с научными институтами увеличилось на 43% в 2018 году по сравнению с 2016 годом (с 68 до 97 подразделений).
Опорные университеты являются:
- центрами притяжения и развития талантов в регионе и предлагают траекторию развития для талантливых детей;
- региональными научно-инновационными центрами, которые осуществляют реализацию федеральных инициатив на региональном уровне (программы Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минкультуры России);
- источником позитивных изменений городской и региональной среды, ключевыми центрами предоставления интеллектуально-культурных сервисов, а также консалтинговых услуг в регионе.
В дальнейшем поддержка лидерской группы университетов будет осуществляться в формате федерального проекта «Молодые профессионалы» - через обеспечение основных направлений развития глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов и создания в субъектах РФ университетов, обеспечивающих высокое качество подготовки кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы регионов.

1.3. Реализация мероприятий в части высшего образования в рамках национального проекта «Образование» и программы «Цифровая экономика»
Среди девяти федеральных проектов, которые входят в национальный проект «Образование», три реализуются при участии Министерства науки и высшего образования РФ: «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Новые возможности для каждого»; «Экспорт образования».

Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»
Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета в 2019‑2024 годах - 156,2 млрд руб., в том числе на высшее образование - 92,7 млрд руб.
Основная задача: обеспечение глобальной конкурентоспособности высшего образования путем вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по присутствию образовательных организаций высшего образования в Топ-500 глобальных рейтингов университетов QS, THE, ARWU.
Данный проект непосредственно связан с приоритетными проектами, которые реализуются с 2017 года: «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда».
Инструменты реализации:
    Поддержка проектов развития вузов.
    Развитие академической мобильности научных и педагогических работников.
    Грантовая поддержка научных и педагогических работников.
Итоговые результаты:
    Не менее 30 вузов получат государственную поддержку.
    20% обучающихся смогут использовать ресурсы других организаций в процессе обучения.
    Не менее 15% научно-педагогических работников университетов, входящих в Топ-500 глобальных институциональных рейтингов, будут участвовать в реализации образовательных программ других организаций.
    Планируется обеспечить всем свободный бесплатный доступ к оnline образовательным программам, в том числе дополнительного профессионального образования.
Ход реализации во втором квартале 2019 года
В рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» (в части высшего образования) в 2019 году планируется увеличение количества российских университетов, входящих в глобальные рейтинги.
Для достижения данных показателей распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2019 г. №179‑р обеспечено распределение средств федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российский Федерации. В 2019 году выделено 9,9 млрд рублей для 21 организации высшего образования, с которыми в полном объеме заключены соглашения о предоставлении субсидии.
В рамках федерального проекта в 2019 году доведены бюджетные ассигнования на финансирование программ развития Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в размере 0,9 млрд рублей и Санкт-Петербургского государственного университета в размере 0,8 млрд рублей.
Ведется формирование нового механизма распределения средств на поддержку глобальной конкурентоспособности ведущих университетов, количество которых будет увеличено до 30 к 2021 году.
В рамках федерального проекта осуществляется развитие системы «опорных университетов», а также университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы. Будет сформирована новая модель опорного университета, а также обеспечено распределение средств федерального бюджета на поддержку этой группы университетов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. №570 позволит предоставить гранты бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий, направленных на создание и развитие информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Федеральный проект «Новые возможности для каждого»
Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета в 2019‑2024 годах на решение задач в части высшего образования - 7,5 млрд руб.
Основная задача: создание условий для непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, а также профессионального карьерного роста.
Инструменты реализации:
    Интеграционная платформа непрерывного образования.
    Единый национальный реестр профессиональных конкурсов.
    Набор поддерживающих сервисов (создание центра информации о деятельности центров опережающего дополнительного профессионального образования).
    Грантовая поддержка вузов.
Итоговые результаты:
    Не менее 3 млн граждан ежегодно смогут пройти обучение по программам непрерывного образования в вузах.
    Не менее 30 тысяч научных и педагогических работников, работников организаций-работодателей пройдут подготовку к реализации современных программ непрерывного образования.
    20% научных и педагогических работников вузов примут участие в реализации программ непрерывного образования.
Ход реализации во втором квартале 2019 года
1. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. №525 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование». Данное постановление регламентирует внедрение системы грантовой поддержки вузов с целью формирования и внедрения современных программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), обеспечивающих расширение и обновление профессиональных знаний гражданами и приобретение ими новых профессиональных навыков и знаний.
2. До конца 2019 года планируется осуществить подготовку научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования - обучение по программам повышения квалификации должны пройти не менее 15 тысяч человек.

Федеральный проект «Экспорт образования»
Общий объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета в 2019‑2024 годах: 107,5 млрд руб.
Основная задача: повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг.
Данный проект непосредственно связан с приоритетным проектом, который реализуется с 2017 года: «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
Инструменты реализации:
    Целевая модель привлечения иностранцев в российские образовательные организации.
    Летние и зимние школы, проводимые в Российской Федерации.
    Ресурсные центры для обучения, создаваемые за рубежом.
    Олимпиады для талантливых иностранных обучающихся.
    Развитие информационных ресурсов.
    Развитие инфраструктуры, формирование языковой среды.
Итоговые результаты:
    Не менее чем в 2 раза увеличится численность иностранных обучающихся.
    Для детей и педагогов будет создано не менее 50 ресурсных центров, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах.
    5% из числа иностранных студентов, завершивших обучение в образовательных организациях высшего образования по востребованным (дефицитным) направлениях подготовки, планируется трудоустроить в российских компаниях.
    60 вузов будут иметь международные аккредитованные программы.
Ход реализации во втором квартале 2019 года
В 2019 году планируется увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, до 241 тысячи человек. В целях достижения указанных показателей была проведена Международная олимпиада ассоциации «Глобальные университеты» (для абитуриентов магистратуры, поступающих в 2019-2020 учебном году), в которой приняли участие 22 тысячи человек из 162 стран. Победителями и призерами стали 316 человек из 60 стран (из них 158 человек проходили олимпиаду на английском языке).
Подготовлен перечень показателей для оценки экспортного потенциала образовательных организаций высшего образования, который позволит установить критерии для отбора университетов с высоким потенциалом по привлечению иностранных обучающихся, для строительства студенческих городков. В различных субъектах Российской Федерации к концу 2019 года планируется ввести в эксплуатацию новые места в общежитиях вузов. На реализацию мероприятия по созданию студенческих городков и кампусов для иностранных и иногородних студентов на 2019 год федеральным проектом предусмотрено финансирование в размере 8,8 млрд рублей.
Для определения целей, порядка и условий предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. №569 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование».
На реализацию федеральных проектов «Молодые профессионалы» («Часть 2 «Глобальная конкурентоспособность высшего образования»), «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в 2019 году предусмотрено 26 млрд рублей, из них 14,6 млрд рублей составляют уже принятые бюджетные обязательства.

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»
Среди федеральных проектов, которые входят в Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», один федеральный проект непосредственно связан с системой образования: «Кадры для цифровой экономики».
Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета в 2019‑2024 годах: 46,2 млрд руб.
Инструменты реализации:
    Увеличение контрольных цифр приема на образовательные программы в сфере информационных технологий.
    Создание центров ускоренной подготовки специалистов.
    Открытие центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий.
    Создание международных научно-методических центров на базе вузов.
    Конкурсный отбор вузов-спутников для проведения исследований, подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров для цифровой экономики.
    Распространение практик модели «Цифровой университет».
Итоговые результаты:
    К 2024 году ежегодный прием на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий вырастет до 120 тысяч человек.
    50 центров ускоренной подготовки специалистов и 5 международных научно-методических центров на базе вузов, 15 вузов-спутников для проведения исследований, подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики;
    100% образовательных организаций высшего образования будут использовать элементы модели «Цифровой университет».

Продолжение следует