В этом году звезды сложились так, что с будущей победительницей мне удалось пообщаться в середине конкурса «Учитель года России». Конечно, тогда я и представить не могла, что эта улыбчивая и взволнованная девушка будет получать Хрустального пеликана из рук министра просвещения и ректора Московского университета… Но уже тогда желала ей удачи. Следующий наш разговор состоялся уже в Государственном Кремлевском дворце.


Первый разговор

Итак, 26 сентября, в грозненских школах полным ходом идет испытание «Внеурочное мероприятие». Я беру мини-интервью у конкурсантов. Размещаю их сразу в группе профсоюза ВКонтакте https://vk.com/eseur. Вот одна из этих бесед:

«- Какие у вас впечатления от вашего внеурочного мероприятия? - спросила я Ларису Арачашвили, учителя русского языка и литературы средней школы №55 «Долина знаний» Волгограда, сразу после того, как она вышла за дверь аудитории.
- Мне очень понравилось работать с детьми. Ребята так мне помогали! Им стало интересно. И знаете, самая большая награда после занятия - девочки подошли и обняли меня. Мы с ними друг другу понравились. Все-таки учитель работает не только ради конкурса, жюри, приходишь в класс ради детей.
- Как вы попали на конкурс?
- Я работаю в школе, где директор - лауреат конкурса «Учитель года России» Петр Васильевич Байкалов. Он потрясающий человек, помог мне принять решение участвовать. Его поддержка и помощь Ольги Сергеевны Карповой, директора Центра поддержки инновационных проектов Волгограда, сподвигли меня. Я считала, что у меня недостаточно педагогического опыта. Когда отработала в школе два года, пошла на конкурс «Педагогический дебют», дальше районного этапа не прошла. Считаю, что это было отчасти справедливо, потому что неудача дает огромный толчок.
- Испытание «Внеурочное мероприятие» нужно на конкурсе?
- Я считаю, что да. Мне вообще очень нравится, как изменилось положение о конкурсе «Учитель года». Самое важное - как педагог знает свой предмет. Поэтому первое испытание - это урок. Помимо того, что мы даем детям знания, мы занимаемся их воспитанием. Поэтому внеурочное мероприятие. Мне нравится такая логика.
- У вас есть возможность в нашей группе передать привет домой. Кому передадите?
- Обязательно передам привет Совету молодых педагогов Волгоградской области при профсоюзе. Они очень активно меня поддерживают, запустили флешмоб #Арачашвили_мы_с_тобой. Спасибо им! А вообще трансляцию моих выступлений на конкурсе смотрят ученики, друзья, однокурсники, и не только из моего региона, смотрят в Луганске, Москве, Будапеште».


Пеликан - тяжелая птица

И вот конкурс переехал из Грозного в Москву. Пятерка призеров прошла два испытания - «Публичная лекция» и «Разговор с министром». Объявлен победитель. Традиционно новоиспеченный учитель года и министр просвещения подходят в фойе Государственного Кремлевского дворца к журналистам. Короткие вопросы и ответы, но мне этого мало. Спрашиваю: «Лариса, можно поговорить чуть подольше?». Она устало отвечает: «Давайте завтра утром в 8.30». На мой несколько удивленный взгляд поясняет: «А дальше уже назначены интервью через каждые полчаса». Я предлагаю пообщаться в автобусе по дороге в гостиницу, где живут учителя года. Несу большого, тяжелого Хрустального пеликана вслед за Ларисой на фуршет, где учитель года России-2019 принимает поздравления и проглатывает пару бутербродов - первый перекус за день. Пора ехать. В автобусе поговорить не удается - Ларисе беспрерывно звонят с поздравлениями друзья, коллеги, родные. Губернатор Волгоградской области успел раньше многих - еще когда Лариса Гивиевна в Кремлевском дворце отвечала на вопросы журналистов и терпеливо фотографировалась со всеми желающими.

Пока едем, вспоминаю, как Лариса сказала коллегам по конкурсу на фуршете: «Хотелось бы пожелать всем сил, смелости доносить свои идеи и огромного терпения. Если мы научимся терпеть жизненные перипетии и при этом не сдаваться, а продолжать бороться, работать, то все у нас будет в порядке. Давайте работать».

Кстати, два дня спустя, когда Ларису Арачашвили встречали в аэропорту друзья, коллеги и ученики, она сказала детям то ли в шутку, то ли всерьез: «Жду в понедельник с домашним заданием». Я понимаю, что больше всего молодой учительнице хочется, чтобы жизнь вошла в прежнюю колею. Но нет, после конкурса так не бывает…

Когда мы садимся беседовать на диванчик в фойе гостиницы, я краем глаза вижу рядом конкурсантку - она слушает нас. Уже полночь, но вот еще кому-то не хочется спать. Мимо проходят конкурсанты и сопровождающие, каждый подходит поздравить, я не могу, да и не хочу прерывать этот поток. Конкурсантка, слушающая интервью, извиняется, говорит, что для нее очень важно было понять, какая она, победительница. Улыбается: поняла. Желает успехов и сил. А мы, несмотря на позднее время, говорим и говорим, и с каждым вопросом мне все интереснее.


Погружение в педагогику

- Что тяжелее - входить каждый день в класс или участвовать в конкурсе?
- А в чем отличие? Мы на этом конкурсе входили в класс.
- Но на конкурсе дети подготовлены к тому, что это важное мероприятие, ведут себя дисциплинированно, помогают… Или ваши ученики такие же?
- Мне кажется, все дети такие же. Я захожу в класс, я хочу, чтобы дети в меня влюбились. Говорю: я открыта перед вами, у вас есть выбор - либо вы примите меня, либо нет. В 99,9% случаев ребенок понимает это. Если я устала, так и говорю: «Я устала, вы тоже, шестой урок, давайте поможем друг другу». Они утихают на 10 минут, потом опять начинают шуметь. Это нормально.
- Вы пошли учиться в педагогический вуз…
- Случайно! Я училась в Волгоградском государственном университете. И как-то попала на потоковую лекцию в педагогический вуз, мне там понравилось. Позвонила маме, сказала: я, наверное, бросаю университет, перехожу в Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Не бросила, в один год я оканчивала два вуза, писала два диплома, сдавала два госэкзамена.
- А дети? Когда вы поняли, что вам интересно работать с детьми?
- Я попала в молодежную организацию «Достижения молодых» в качестве вожатой и влюбилась намертво во всю эту атмосферу, где тебя любят просто за то, что ты - это ты. Это дает силы пережить многие вещи в жизни. У меня был очень хороший классный руководитель, когда я училась в лицее-интернате «Лидер» для одаренных детей. Она была у нас классным руководителем всего полтора месяца. Во время карантина нам не разрешали ничего передавать, только сухари, кефир. А она тайком приносила шоколад... На 8 Марта она каждой девочке в классе, а нас было 13, подарила маленький брелочек. Тогда я впервые увидела, что учитель может не только брать, но и отдавать. Я переняла это. Мои ученики на Новый год получают от меня открыточки. И среди них две особые - «Не ставьте два» и еще две - «Поставьте пять». То есть одну любую двойку, но не четвертную, не за контрольную работу, можно отменить - два человека обладают таким правом. И еще два человека могут получить пятерку ни за что.
- Но учитель ежедневно должен ставить оценки, в том числе двойки. Как с этим быть? Терять любовь детей? Или вы двойки не ставите?
- Каждому ребенку, который получает двойку, я задаю вопрос: «Ты понимаешь, за что ее получил?» В моей практике не было детей, которые подошли бы и сказали: «Вы поставили несправедливо». Естественно, я могу ошибиться, тогда исправляю ошибку. Но обычно у детей нет претензий к моим оценкам, потому что система оценивания достаточно прозрачная. Выпускники говорят: «У нас в школе были два требовательных педагога - вы и Ольга Викторовна, преподаватель физики». Это педагог советского формата, очень грамотная, профессиональная, но строгая. На ее уроках слышно, как летит муха. Кстати, у меня никогда не бывает абсолютной тишины - рабочий шум, постоянное обсуждение, живое общение. Оказывается, для детей я стою наравне с этим требовательным педагогом. Они мне объяснили, почему: «Только вы и она ставили оценки очень прозрачно, не давали списывать».
- Есть у вас ученики, которые не любят литературу?
- Есть, конечно. И это нормально. Когда у тебя 200 учеников, найти индивидуальный подход к каждому невозможно, даже физически... Естественно, есть дети, которые просто присутствуют у меня на уроках, слушают, запоминают, но, возможно, не читают, что я задаю. Однако свой маленький вклад я делаю.
- Ваш поход в педагогику начался с любви к предмету?
- Да. Русский - это предмет, которым я восхищаюсь, вижу в нем красоту, люблю. Но умом. А литературу я люблю душой. Я вижу красоту в русском языке, это система. Но из-за того, что я не системный человек, мне очень сложно его преподавать. За свои уроки литературы мне точно не стыдно, а за уроки русского языка бывает.
- Русский язык - единственный ваш родной язык?
- Я понимаю ваш вопрос. Да, у меня грузинская фамилия, наполовину я грузинка, наполовину казачка. В раннем детстве я жила в Грузии, знала грузинский язык, была ребенком-билингвом. Язык давно потеряла. Моя бабушка - учитель русского языка и литературы, в полтора-два года я уже читала Пушкина наизусть. Как только появилась на свет, мне сразу начали читать Пушкина, и я могла кусками его выдавать, будучи еще дошкольницей, причем меня не заставляли учить. И когда родители приходят и спрашивают, как заставить ребенка читать, мне сразу становится неприятно, потому что появляется слово «заставить». Моя мама пыталась меня научить читать, я отбрыкивалась, и она оставила меня в покое. Когда я все-таки научилась читать, она подарила мне первую книгу - «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной. Я читала ее много раз, настолько она мне понравилась. Важно дать ребенку правильную книгу в нужный момент. Для каждого возраста и каждого ребенка это своя книга. Потом я читала запоем Кира Булычева. Это был тонкий мамин ход - она знала, что я люблю мультик, и дала мне книгу.
- Ваша мама учитель?
- Нет, она юрист. Мама отговаривала меня становиться учителем, потому что она дочь учителя, знала, что это тяжелый, сложный труд, нервный. Бабушка моя была советский педагог, очень принципиальный, честный и работающий 24 часа в сутки, мама это видела. Поэтому она меня предостерегала: «Жизни никакой не будет, ты будешь постоянно в школе». Наверное, это так. Но мы сделали этот выбор. Мы все в курсе, что учитель не самая прибыльная, не самая легкая профессия. Однако же мы идем в класс каждое утро…
- Ради чего?
- Ради детей.