- Такого рода партнер нам необходим, - убежден Николай Гаряевич. - И на это есть несколько причин. Профсоюзы не только представляют социально-экономические интересы работающих, они инициируют решение многих вопросов, связанных в том числе и с государственной политикой. Часто профсоюзы выступают в роли структуры, обеспечивающей обратную связь при реализации различных проектов. При этом они не только информируют органы власти о тенденциях, которые формируются в обществе в связи с их реализацией, но и предлагают пути решения возникающих проблем, выработанные во взаимодействии с родителями и педагогами.
Конечно, у нас тоже есть стратегические цели в области социальной политики. Но профсоюз не дает успокаиваться и, как говорится, держит руку на пульсе, то есть реагирует на то, как развивается общество, какие цели и в какой приоритетности оно ставит.
- Какие тенденции в развитии общества вы бы отнесли к негативным, из тех, что имеют отношение к образованию?
- К сожалению, в современной России при реализации проектов, в том числе и национальных, больше внимания уделяют конкретным мероприятиям и в качестве целевых показателей используют количественные значения (количество создаваемых мест, проведенных занятий и т. п.). Но в Указе Президента России от 7 мая 2019 года для системы образования поставлены две цели:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Первая цель предполагает достижение определенных количественных показателей, но реализация второй цели предполагает формирование принципов воспитания, направленных на развитие социально ответственной и гармонично развитой личности.
После того как советская система развалилась, многие боятся понятия «идеология. Но мы работаем с детьми и молодежью и прежде всего сами должны понимать, к чему ведем, что в результате хотим получить. Если не решать глобальные задачи, связанные с идеологией, формирующей общество, то излишний рационализм, приоритет рынка приведут к его деградации.
Сейчас многое зависит от того, как мы будем управлять. Управление - это целенаправленное воздействие на процесс. То есть, прежде чем воздействовать, мы должны понять, что хотим получить в результате. Решение огромного количества задач без осознания основной цели может привести к трагическим последствиям.
Многие цели у министерства с профсоюзом совпадают, поэтому наше взаимодействие имеет результат.
- Действительно, одна из очередных целей достигнута: недавно сдан в эксплуатацию жилой комплекс для педагогов, строительство которого инициировал профсоюз. Как появилась идея отдать землю под строительство домов для учителей?
- Когда я узнал о том, что мы можем бесплатно передать землю, подведомственную министерству, профсоюзному жилищно-строительному кооперативу, решил этим вопросом заняться лично.
Тогда было непростое время. Две строительные фирмы обанкротились, до сих пор несколько домов в Элисте не достроены. Мы с Антониной Ивановной понимали, что речь идет не только о нашей личной репутации, но и о репутации министерства и рескома. Сейчас, после того как комплекс сдан, глава республики Бату Сергеевич Хасиков дал задание нам с профсоюзом подготовить предложения, уже с учетом современных условий, каким образом можно еще что-то сделать для учителей в сфере жилищного строительства.
- Насколько я знаю, планируется продолжить целевое строительство жилья.
- Да, продолжение будет. Пока нельзя однозначно сказать, в каком формате. Современное законодательство, связанное с долевым строительством, в корне поменялось. Но, думаю, мы найдем выход, есть спрос, и с нашей стороны есть желание удовлетворить этот спрос. Главное, у нас однажды уже получилось. Многие наши республиканские министерства стартовали с подобными проектами по строительству жилья, а до финиша дошли пока только мы.
Еще один вариант решения проблемы в том, чтобы правительство выкупало часть квартир в строящихся комплексах для бесплатного предоставления молодым педагогам. На данный момент никакого жилищного фонда у отрасли в регионе нет, мы в любом случае такой фонд должны создавать.
Конечно, встанет вопрос, как определять, кто из вновь пришедших учителей достоин бесплатного жилья. Всех обеспечить квартирами мы не сможем. Тем не менее критерии определить можно: есть семейные пары педагогов, пары с детьми, есть те, кто в силу разных причин потерял жилье, был обманут недобросовестным застройщиком. Думаю, в таких случаях правительство может взять на себя решение квартирного вопроса. Или почему бы не поддержать молодых педагогов, если они оказываются среди лучших на российском уровне, например, в конкурсе «Педагогический дебют»?
Лучшие кадры наиболее востребованы. Вот только один пример. Наша молодая учительница Марина Николаевна Горбанева несколько лет назад попала в число 15 лауреатов конкурса «Учитель года России», сейчас она живет и работает на Ямале, возглавляет департамент образования в одном из районов.
Да, из-за разницы в заработной плате у нас идет серьезная миграция. Этот вопрос часто поднимает и министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева. Я в свое время занимался вопросами Севера, будучи проректором Полярной академии в Санкт-Петербурге, и хорошо знаю, что большое количество педагогов из Калмыкии работают там. Только в Провиденском районе Чукотского автономного округа в четырех школах из шести директора и еще более 30 учителей - из нашей республики. Много наших педагогов в Якутии.
С этой тенденцией мне как министру образования бороться сложно, зарплата учителя на Чукотке почти на сто тысяч рублей больше, чем у нас. Люди, работая там, имеют возможность купить жилье не только себе, но и своим детям. А наша республика по уровню заработной платы восьмая снизу. Понятно, что уровень оплаты труда учителей зависит от состояния экономики субъекта РФ. К сожалению, последние годы мы теряем основной ресурс региона - это высококвалифицированные педагоги.
- Значит, основное богатство - люди?
- Без сомнения. По данным рейтингового агентства РАЭКС, Калмыкия в 2018 году заняла первое место по числу поступивших в вузы Москвы и Санкт-Петербурга среди всех регионов в пересчете на сто тысяч человек. Наша задача - вернуть этих молодых людей на малую родину после окончания вузов.
Я прекрасно понимаю, что в отрасли и регионе мы должны создавать условия для молодежи. У нас есть различные выплаты, в том числе единовременная выплата для молодых специалистов-учителей в 100 тысяч рублей. Причем в этом году в республиканский бюджет было заложено 3 миллиона рублей на выплаты 30 учителям, а соискателей оказалось более 50. Конечно, выплату получат все они. Кроме того, поддержка молодых идет на уровне муниципалитетов.
Тем не менее материальных ресурсов недостаточно, приходится выбирать правильные приоритеты, чтобы удержать молодежь в регионе, а это непросто. Но мы работаем над этой проблемой.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает педагогическому образованию, чтобы быть более эффективным?
- Современное образование немного по-другому устроено, чем раньше. Специалитет в большинстве вузов отменили несколько лет назад. Теперь есть бакалавриат, который дает некое базовое образование для получения определенной квалификации, и магистратура - более узкое направление в изучении какого-либо предмета или области знаний. Думаю, нужно было оставлять специалитет для педагогических специальностей, а не только медицинских.
Когда я учился на математическом факультете, геометрию преподавали в вузе с первого по пятый курс. А бакалавр педагогического образования с математическим профилем геометрию изучает один семестр - всего 36 академических часов. Каким образом этот бакалавр будет преподавать математику в школе, если он ее не изучал? Нынешний бакалавр математики довольно глубоко изучает ту же самую геометрию, но у него нет ни одного часа для изучения педагогики и ни одной педагогической практики, то есть к работе в школе он не готов.
Многие считают, что если выпускник вуза освоил школьную программу, то он может преподавать ее, но это в корне неверно. Чтобы преподавать тот или иной предмет, надо глубоко понимать его суть, структуру, приоритетные темы для изучения. Именно выхолащивание сути предметной области приводит к непониманию предмета.
- А если говорить о воспитании в школе, можно ли, на ваш взгляд, воспитывать в процессе образования?
- Литература - это единственный предмет, который призван воспитывать. И основная цель изучения литературы в школе - это не запоминание фабулы тех или иных литературных произведений, а формирование гражданской позиции, человеческих качеств. Преподавать ее нужно не так, чтобы ребенок вспоминал содержание романа или пьесы, а чтобы он мог вникнуть в содержание и вынести из него главное. Литература должна формировать гражданина.
Воспитательный эффект нельзя поместить в четкую систему, там очень много иррационального. Это тонкая сфера. Нельзя руководствоваться только логикой. С точки зрения логики человек может быть виноват, а с точки зрения морали он может быть героем. Этот непростой механизм принятия решений в неоднозначных ситуациях должен формироваться на уроках литературы. Иррациональные вещи нельзя преподать, их нужно пропускать через жизнь, через опыт. Надо смотреть фильмы, ходить с детьми в театр, погружать их в ситуацию.
- Какое качество в учителе, по вашему мнению, главное?
- Учитель должен не только уметь научить, но и постоянно радоваться достижениям своих учеников.
- А в чем вы, как социальный партнер, видите непосредственное значение профсоюза для отрасли?
- Роль профсоюза как звена между обществом и властью, как я уже говорил, очень значительна. Сейчас общество разобщено даже на селе. Я был крайне удивлен, когда в одном населенном пункте столкнулся с тем, что соседи не знают друг друга. И деятельность профсоюза по консолидации общества, хотя бы в пределах отрасли, по формированию корпоративной культуры очень важна. Я это очень хорошо понимаю, и потому говорю руководителям образовательных организаций на всевозможных встречах и мероприятиях, включая августовские конференции: «Взаимодействие с профсоюзом надо рационально использовать». Например, наш реском профсоюза уделяет внимание профессиональной переподготовке работников образования, выделяет деньги на обучение директоров школ.
И главное, у нас с профсоюзом есть общая серьезная задача. Мы ответственны за подрастающее поколение, а значит, за то общество, которое государство получит в ближайшее время. И должны объединить усилия для того, чтобы оно развивалось гармонично. Сфера образования на это способна и к этому призвана.