Оказывается, масса детей любят блистать перед благодарной публикой, и это не зависит от возраста и пола. Порой бывает трудно начать, уговорить, увлечь - детский конформизм - тяжелая вещь (плюс боязнь неудачи) и вполне уравновешивает желание сделать что-то особенное. Но, начав проект, участники втягиваются, перестают волынить, загораются действом. Разумеется, если только все происходит «на уровне» и «по-взрослому» - без небрежности и верхоглядства, если подготовка открывает участникам свежие уровни восприятия, помогает окунуться в предмет, добыть неизведанные крупицы сведений, которые способны украсить и сделать оправданными затраченные усилия. Такие проекты удаются во всех смыслах - довольны все: и участники, и зрители, и организаторы. Успех окрыляет, и, как показывает опыт, хочется показать свое действо еще и еще.
Понятно, что откликаются не все, но успех притягивает сомневающихся вплоть до ревности: «А когда мы?» - и следом - «А давайте еще что-нибудь!» И оказывается, что наши задачи по воспитанию лидерских качеств и основ самостоятельной деятельности решаются сами собой, если предоставить возможности реализовать себя и блеснуть, а желание, которое лежит в основе, есть у наших детей всегда (даже если они это скрывают).
В реализации творческой деятельности в работе с учащимися важно соблюсти золотую середину. Имеется в виду реализация потенциала через самостоятельную работу. Всегда есть соблазн взять на себя побольше, сделать «на полную», показать все, на что способен руководитель создаваемого проекта. Но это порочный путь, основная ценность в самостоятельной подготовке - пусть не все сразу, но аппетит должен приходить во время еды (в соответствии с педагогической доктриной) и быть наградой за собственный труд и заслуги. Главное - не закисать и ставить задачи сложнее предыдущих, причем не обязательно по силам, можно и сверх (но не слишком!). Задача хороша, когда выглядит недостижимой, но не совсем, а почти - прыгать выше головы тоже искусство.
Уже на протяжении ряда лет мы работаем над нашим школьным музеем Н.М.Карамзина. И, учитывая личность, имя которой носит музей, большая часть проводимой работы связана с созданием и проведением открытых мероприятий, исследовательских проектных работ, творческих разработок. Кроме того, у нас есть счастливая возможность показывать наши проекты на весьма высоком уровне.
Нашей школе выпал счастливый случай наладить плодотворные дружеские отношения с Государственным музеем-усадьбой «Остафьево» - «Русский Парнас». Музей радушно приглашает нас участвовать в своих мероприятиях. В нашей копилке уже есть несколько выступлений в музее-усадьбе «Остафьево». С каким трепетом и волнением готовились учащиеся нашей школы к литературно-историческим играм, посвященным 250‑летию Н.М.Карамзина! Согласитесь, что взяться за такое нелегко. Но все получилось (в итоге мы заняли 1‑е место). Что помогло, спросите вы? Во-первых, нас очень хорошо принимали и подбадривали, во-вторых, мы сумели продемонстрировать свои лучшие творческие и актерские способности, в-третьих, желание показать свою школу с наилучшей стороны. Мы патриоты своей школы, а значит, должны все делать на ее благо. Так и в «Остафьево» мы стремимся своим уровнем подготовки выступлений быть достойными сцены государственного музея. Согласитесь, выступать под сводами дома, где Н.М.Карамзин писал «Историю государства Российского», - это и почет, и высокая ответственность. По мнению сотрудников музея, наши выступления соответствуют высоким стандартам качества. А сцена и аплодисменты, которые мы слышим в усадьбе «Русский Парнас», - достойная рамка и оценка для нашей работы.
Это сотрудничество дает нам прекрасный шанс показать все грани способностей и умений наших учащихся и убежденность в том, что они выйдут из стен нашей школы творчески развитыми людьми с уверенностью в себе. Ведь сцена закаляет, не правда ли? Реальный опыт проектной работы в музее Н.М.Карамзина с несколькими группами добровольцев разного возраста показал, что личностные качества и умения участников показывают реальный рост. Наши проектные группы естественным образом усваивают продуктивную работу в команде, распределяют обязанности (причем делают это ответственно - работу, которую кто-то делает лучше других, он же обоснованно и добровольно и берет на себя), планируют и ставят себе задачи на будущее. Мы считаем именно это главным итогом своей внеучебной работы, хотя получать с нашими воспитанниками призы и грамоты за выигранные конкурсы мы тоже очень любим.

Светлана КАТКОВА,
учитель литературы Школы имени Н.М.Карамзина