Зная повесть Н.М.Карамзина «Чувствительный и холодный» и понимая, что сегодняшний школьник вряд ли поймет глубинную суть философии автора, я подумала, что система Станиславского по-прежнему жива, и поэтому самым простым путем понимания будет попытка пропустить через себя художественный материал, систему образов, конфликт повести и ее финал, через который становится очевидной точка зрения автора. Я решила поставить на сцене с детьми 9‑го класса это произведение.
Надо отметить, что дети XXI века тяжело воспринимают текст Карамзина. К тому же по современным меркам он не сценографичен. Но я осмелилась переделать повествовательную речь автора в отчасти конфликтные диалоги героев, сохраняя везде, где это можно, авторскую стилистику, дополнить для эмоционального воздействия выступление звуковым рядом в духе лучших радиоспектаклей старых времен. Упростив и одновременно сделав более рельефным содержание повести Н.М.Карамзина, я получила следующий результат: дети поняли, насколько сложна была философия Н.М.Карамзина, насколько непрост был спор между сторонниками классицизма и сентименталистами и на чьей стороне был сам Н.М.Карамзин; осознали, как человеку века сегодняшнего управлять своими чувствами; стали воспринимать мировой литературный процесс как явление, имеющее самое прямое отношение к их сегодняшним чувствам, и находить даже в мало понятной литературе допушкинского периода ответы на вечные вопросы, кем быть и каким быть.
Многие, наверное, хотели бы разобраться в споре сторонников классицизма и сентименталистов. Так родилась и наша мини-пьеса, поставленная в стилистике радиоспектакля, где звуковой фон проявляет многие повороты в судьбе героев и отражает эпоху и события.
Благодаря постановке повести Карамзина прониклись его творчеством не только дети - «артисты», но и зрители. Удивительно, но после этого спектакля класс прочитал программное произведение писателя. «Бедную Лизу» дети обычно не воспринимают совсем из-за сложности языка, а после философского произведения «Чувствительный и холодный» моим ученикам удалось разобраться в содержании этой повести.
Таким образом, используя давно известную методику восприятия художественного текста через сценическое искусство, я и мои ученики сумели приблизить к себе литературу давнего прошлого, причем благодаря сопоставлению двух произведений Карамзина она стала им ближе.

Галина НОРЕЙКО, учитель русского языка и литературы Школы имени Н.М.Карамзина