Если с принципами деления по иностранному языку все понятно, это обычно группы разного уровня, то с делением на группы по истории и обществознанию все гораздо сложнее и интереснее. «Делить учеников на группы по истории, но зачем?» - спросите вы. А вот зачем, давайте разбираться.
Учителя-историки хорошо знают набор типичных предметных проблем своих учеников: никто не любит учить даты, многим сложно с трудными иностранными именами. Вот как не спутать Карла Лысого с Карлом Смелым? А еще эти Навуходоносор с Аменхотепом... Простое чтение учебника для многих ребят является пыткой, поскольку им сложно уловить смысл прочитанного. Отсюда и проблемы с запоминанием, пересказом, анализом исторического источника, банальным поиском информации, построением причинно-следственных связей.
Из всего этого проистекают тревога, беспокойство родителей и полное разочарование ученика в таком увлекательном предмете, как история. Эти проблемы знакомы едва ли не всем учителям и многим родителям, чьи дети не дружат с большими текстами, картами и словарями терминов. В школе №1561 педагоги предприняли попытку преодолеть этот кризис и вовлечь в свой предмет как можно больше тех ребят, которые считались неуспешными. Для этого в 2016‑2017 учебном году была разработана методика распределения учеников по подгруппам, в основе принципа разделения лежал интерес детей к тому или иному аспекту исторической науки.
Наши учителя разработали отборочный тест, выполняя задания которого ученик проявлял свои склонности и интересы. Важная составляющая этой методики состоит в том, что в тесте правильный ответ не главное, учитель смотрит на то, какое задание вызвало у ребенка наибольший отклик: кто-то выписывал в таблицу названия знаменитых памятников архитектуры, кто-то посвятил время атрибуции памятников искусства, а кому-то оказались важны портреты и бюсты великих исторических деятелей, правителей и полководцев. Каждую группу-направление берет себе тот учитель, для которого эта тема близка и интересна, ведь хорошо известно, что если учитель сам не горит своим предметом, то и ученики его вряд ли загорятся. Какие же, собственно, группы у нас получились? Одна группа у нас посвящена социально-экономической проблематике, тут все - от труда древних земледельцев и соседских общин до рабочего движения. Есть группа, направленная на углубление знаний в области культуры и искусства: пещерная живопись, фрески Древнего Египта, шедевры Ренессанса и китайская поэзия. Есть где разгуляться творческой личности! Далее следует группа, где больше будет уделяться внимания роли личности в истории: правители и адмиралы, полководцы и серые кардиналы всех времен и народов, разумеется, в рамках КТП, дети смотрят кино о великих людях и делают доклады. Есть группа, чье направление связано с историей материальной культуры и источниковедения, тут ребята обращают внимание на те вещи, которые двигали человеческий прогресс: инструменты и орудия труда, броня и транспортные средства. Кроме всего прочего, отводится время на работу с источниками, ребята учатся задавать вопросы древним авторам и смотреть на их сочинения под критическим углом.
Важно отметить, что ключевые результаты на конец года во всех группах совпадают, но путь к ним лежал через то, что ребенку более интересно и близко.
В довершение рассказа я хотел бы тезисно выделить те главные педагогические задачи, которые нам удается решать благодаря делению параллелей на тематические подгруппы:
- попав в группу по интересам, ребенок чувствует себя более комфортно, что позволяет ему лучше раскрыть свои возможности; опираясь на личностную заинтересованность, учитель может вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
- перемешивание детей в параллели открывает перед ними новые горизонты, они живут не только замкнутой жизнью класса, но и попадают в расширенный коллектив сверстников, где перед ними более обширное поле возможностей для дружеских связей;
- смешение детей позволяет также поместить менее подготовленных рядом с более успешными; общность интересов позволяет проявиться и тем и другим, что особенно важно для тех учеников, кто в других условиях не был успешен;
- проблемы усвоения больших объемов информации отчасти решаются через работу с видеоконтентом, чья тематика связана с тематикой направленности группы; зрительные образы гораздо легче воспринимаются современными детьми, чем текст, зато потом сопоставление просмотренной в фильме информации с материалами того же учебника улучшает и восприятие текстовой информации;
- конкретная направленность групп дает простор для индивидуальной работы: доклады, сообщения, презентации - все это способствует личностному росту учеников.
Эта работа продолжается в нашей школе уже третий год и приносит свои плоды: растет интерес ребят к истории, а вслед за этим улучшаются их образовательные результаты.

Борис СТЕПАНОВ, учитель истории и обществознания школы №1561