Проект «РАСтем» существует в нашей школе с 2017 года. За это время многое изменилось. И в первую очередь мы сами. Специалисты, дети и их родители. Сейчас проект предоставляет большие возможности для детей с расстройством аутистического спектра: максимально комфортные учебные зоны, насыщенные игровые пространства, внеурочные занятия, большой выбор в сфере дополнительного образования, в том числе инклюзивные кружки. На данный момент в наших автономных классах успешно обучаются более 30 детей. Некоторые из них осваивают программу обучения по модулям, что позволяет минимизировать стрессовые ситуации и дает возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. Огромное значение для социализации имеет поддержка школьного волонтерского движения «Нужны друг другу». Добровольческая инициатива школьников нужна нашим подопечным. Это партнерство, в котором нуждаются все участники.
Наша работа направлена на повышение доступности и качества образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Как известно, особые дети испытывают поведенческие трудности, проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием. Команда специалистов на основе адаптированной основной общеобразовательной программы разрабатывает для каждого ученика индивидуальный образовательный маршрут для достижения конкретных целей обучения. Опираясь на практики с доказанной эффективностью, мы разработали кейсы практических решений по основным направлениям коррекционной работы, учитывая персональные дефициты и оценивая сильные стороны наших обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Это очень важный для нас практико-ориентированный результат!
С прошлого учебного года один из наших учеников стал посещать общеобразовательный класс. Это стало первым маленьким шагом к процессу инклюзии в нашей школе. Мальчику удалось не только успешно воспринимать учебный материал, но и максимально влиться в компанию одноклассников. Такие маленькие каждодневные победы для себя совершает каждый ребенок. Будь это волнительное выступление на сцене или первое самостоятельно сказанное слово. Наша задача - объяснить особому ребенку то, что для нас всех элементарно. Некая наука такая. Наука жить.
Не забывая о самых юных ребятах, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, дошкольниках, наша команда создала собственную авторскую программу по подготовке к школе детей с РАС «В первый РАС!». Программа сочетает в себе элементы коррекционно-развивающих и предметно-практических заданий, которые не только нравятся детям, но еще и помогают им полюбить ходить в школу и сидеть за партой. Успешный опыт ее реализации в прошлом году дает нам право набирать новые и новые группы для помощи детям в освоении учебных навыков не только для дальнейшего обучения в нашей школе, но и в любом другом образовательном учреждении города.
Иногда, кажется, что сил уже нет, хочется опустить руки, но мы всегда находим поддержку со стороны! Огромную помощь в реализации коррекционно-развивающей программы нашим специалистам оказало продуктивное сотрудничество с коллегами из специальной коррекционной школы №1708 с использованием аппаратных технологий. Это оценили как сотрудники, так и родители наших учеников. Ведь как прекрасно, когда можно поделиться или перенять чужой опыт, научиться чему-то новому и развиваться как профессионалу.
Самая предсказуемая черта аутичного ребенка - непредсказуемость! И, правда, ожидать можно что угодно, но самое удивительное - это видеть результаты труда людей, окружающих таких детей. Мы идем дальше и организуем инклюзивные переменки, праздники и конкурсы. Ведь каждый ребенок обладает своим особым талантом, просто нужно подтолкнуть его на свершения.
Мы видим, как меняются наши ученики. Мы гордимся ими. Растем вместе с ними, шагая вперед.

Команда проекта «РАСтем» школы №2103