Наша карта помощи - это особая форма вопросов о детях, попадающих, по мнению педагогов, под категорию трудных. По отношению к каждому ребенку учитель или воспитатель называет свои мысли, эмоции, телесные ощущения. Карта помогает учителю задуматься над вопросами: «На что обращаю внимание (относительно ребенка)?», «Что происходит со мной, моим телом, мыслями, эмоциями, когда смотрю на ребенка или общаюсь с ним?», «Каково воспитание в семье ребенка?»
Мы помним, что негативный сценарий - это замкнутый круг, куда попадают взаимодействующие стороны. Например, ребенок периодически бьет детей. Беседы, наказания, разговор с родителями не помогают, а только усиливают ситуацию. Анализируя заполненную педагогами карту помощи, психолог выявляет у воспитателей сильный страх невозможности проконтролировать все ситуации, происходящие в детском коллективе. Становится понятным, что триггером (кнопочкой) попадания в негативный сценарий являются крики, плач ребенка. Воспитатели знают, что в таком состоянии этот ребенок будет неадекватно себя вести по отношению к другим (бить).
Карта помощи - это не только диагностика и инструмент работы, но и прием структурирования взаимодействия психолога и учителя, воспитателя. Те, кто желает изменить ситуацию, работают прежде всего над собой, над своими реакциями (с помощью психолога).
Самый действенный инструмент по изменению себя - тренинг. Это метод активного обучения, позволяющий достаточно быстро усвоить определенные знания, отработать важные для себя умения и навыки, а также скорректировать свои установки. Основное отличие тренинга от других методов - максимальная включенность и осознанность происходящего на тренинге всеми его участниками. Поэтому и изменения происходят достаточно быстро, особенно если закрепление происходит тут же на практике - перенос усвоенного в свою деятельность. Главное в такой работе - доверительные отношения, системность и последовательность. Ведь одиночный тренинг не принесет никаких действенных изменений.
Наши специалисты социально-психологической службы в конце прошлого года провели серию тренингов для воспитателей, которые посетили более 80% всех сотрудников дошкольных групп, включая старших воспитателей. Занятия проводились малыми группами, в каждой из которых были представители из разных зданий. Это важное условие для организации межкорпусного взаимодействия здесь и сейчас.
Как показала практика, такой формат обучения для воспитателей оказался более эффективным, чем участие в семинарах или следование алгоритмам рекомендаций.
Роль педагога в образовательном процессе становится многозначной. И чтобы оставаться в тренде, ему важно чувствовать новые изменения, жить ими, осваивать новые форматы обучения и взаимодействия. Для этого педагогу важно самому непрерывно учиться и оставаться гибким, то есть находиться в постоянном состоянии самоисследования и самоизменения. Инструменты для помощи педагогам у психологов есть. Важно только захотеть эту помощь получить и не бояться работать над собой.

Елена БРИЛИНГ, руководитель социально-психологической службы школы №1561;
Дарья КУКЛИНА, Снежанна ПОДОБЕДОВА, психологи школы №1561