- Лера, помнишь еще литературу? «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Прошло совсем немного времени с окончания школы… Это был долгий путь в одиннадцать лет, ты добилась больших успехов, но если сейчас оглянуться назад… Помнишь ли ты свои первые впечатления о школе? Первую учительницу? Есть ли какой-нибудь запомнившийся момент из начальной школы?
- В первые дни все было непривычно: новый коллектив, новое место, новые обязанности… Но мне это нравилось, я была готова начать обучение. На мой взгляд, у нас был прекрасный классный руководитель Марина Юрьевна, строгая, но добрая. Вообще начальная школа у меня ассоциируется с какими-то выездами, прогулками в группе продленного дня; в школе это самое беззаботное время.
- 11 лет обучения - это очень сложный и длительный путь. Но ты каждый год оканчивала на «отлично» и в результате получила красный аттестат, медаль «За особые успехи в обучении». Скажи, учеба всегда давалась тебе легко? Что было сложнее всего и что ты можешь посоветовать сегодняшним ученикам, чтобы они добивались таких же результатов?
- Просто я усидчивый и сосредоточенный человек, поэтому особых проблем с учебой не было. Для меня сложнее всего было понять, чем я хочу заниматься по жизни, профессионально, и готовиться к этому самой. Ребятам хочу посоветовать учиться не ради оценок, а ради знаний, чего-то интересного, ради самих себя. И еще: если поставлена задача, то нужно работать и искать возможности ее выполнить, а не повод избежать этого.
- Действительно, Лера, твоя способность концентрироваться на решении любой задачи, задавать вопросы, находить нестандартные решения, анализировать ситуацию вызывает восхищение. И поэтому хочу спросить: как, на твой взгляд, за прошедшие 11 лет изменилась школа и чего ей, может быть, не хватает?
- Наша школа постоянно меняется. Прежде всего это информатизация: МЭШ, позволяющая обучение превратить в увлекательный и творческий процесс, различные образовательные ресурсы для обучения, самоподготовки, развития. Появились в школах интерактивные панели вместо меловых досок. Изменились сами уроки… Но особенно это касается образовательных программ, а как следствие изменяются и требования к результатам. Так, я сдавала уже не такой экзамен по русскому языку, как предыдущий выпуск, да и у нынешних девятиклассников задания ОГЭ отличаются от того, что сдавали мы. Еще знаю, что в профориентацию включены ученики уже с пятого класса, хотя это, на мой взгляд, слишком рано. Не могу сказать, хорошо это или плохо, ведь мир не стоит на месте, и мы стараемся не отставать от него. Но хочу сказать, что новые технологии не самоцель, а только инструмент в обучении.
- Сейчас, в век информационных технологий и повсеместного распространения Интернета, получить необходимую информацию, знания стало очень просто. Тогда, как ты считаешь, каким должен быть современный учитель и нужен ли он вообще? Ну и нужна ли школа с ее клас­сно-урочной формой?
- Да, да и еще раз да. Вообще вопрос, нужен ли учитель, странный, разумеется, нужны люди, которые будут передавать свой опыт следующим поколениям. Онлайн-доступ к книгам, видеоуроки и все такое, конечно, хорошо, но без учителей и школы не обойтись. Классно-урочная форма дисциплинирует и создает рабочий настрой. Просто для домашнего обучения или даже самообразования нужна большая сила воли (хотя бы для того, чтобы не отвлекаться на пустяки). К тому же занятия в группах намного эффективнее и интереснее. Современный учитель, как и «несовременный», должен сильно любить свой предмет и тем самым заряжать учеников. Он должен уметь грамотно использовать современные технологии при подаче материала, интересоваться последними разработками/открытиями в его области и смежных. Да, важно показывать, насколько связаны между собой разные области знания.
- Хорошо, а кого из учителей ты вспоминаешь с особенной теплотой?
- Вот с учителями мне везло, у нас всегда (или почти всегда) складывались очень теплые отношения. А вы, Сергей Владимирович, и Александр Евгеньевич стали для меня родными людьми.
- Спасибо! Это взаимно. В этом году был очень серьезный конкурс на бюджетные места в вузы, и в большинстве случаев основные места заняли победители олимпиад. Ты начиная с 9‑го класса постоянно выходила на региональный этап ВОШ по разным предметам, становилась призером. Кроме этого, ты принимала участие и в других олимпиадах. Зачем? Что они давали тебе и как ты к ним готовилась?
- Во-первых, участвовать в олимпиадах интересно. Во-вторых, решение нестандартных задач может помочь определить, чем тебе интересно заниматься. В-третьих, это отличная тренировка выносливости (стрессовая ситуация). Готовясь к олимпиадам, тем самым я готовилась и к ЕГЭ. Именно благодаря диплому и победам в олимпиадах я поступила в вуз без вступительных испытаний.
- Лера, во время учебы ты посещала кружки дополнительного образования. Так, ты окончила школу при МИФИ, а еще была музыкальная школа. Что дало тебе это дополнительное образование?
- Дополнительное образование нужно всем, нельзя замыкаться на чем-то одном ни в коем случае. Человек должен быть разносторонне развитой личностью, а не ходячим учебником, скажем, по квантовой механике. Музыка - это дополнительная возможность для самовыражения, и я рада, что получила начальное музыкальное образование.
- Ну и, конечно, не могу не спросить, сложно ли получить 100 баллов по физике? Как нужно готовиться? Что для тебя стало наиболее эффективным при подготовке? Можешь ли ты что-то посоветовать ребятам, готовящимся сейчас к ЕГЭ?
- 100 баллов по физике получить сложно, но можно, проверено! На самом деле в определенной мере ЕГЭ - лотерея, и результат может зависеть от многих факторов. Но я рассчитывала на 90+ баллов, не потому что везучая. Подготовка важна. Для меня это стало решение нестандартных задач и участие в олимпиадах. Ребятам хочу сказать: очень важна самоподготовка. Если к моменту сдачи экзамена вы не будете чего-то знать, то это только ваша проблема, а соответственно и вина. Не набирайте большое число предметов для сдачи/подготовки, уделяйте больше внимания проблемным местам. Ищите людей, которым будете задавать вопросы. Заниматься нужно регулярно и исключительно для себя. Не бойтесь трудностей, чтобы что-то получилось, надо для этого что-то делать.

Сергей СУВОРОВ,
учитель русского языка и литературы школы №1212