Работа по коррекции речевых расстройств проводится уже в дошкольном возрасте: он наиболее благоприятен как для формирования речевых компонентов, так и для коррекции их нарушений.
Основными задачами работы специалиста являются формирование и развитие фонематического слуха детей, коррекция нарушений звуко­восприятия и звукопроизношения, привитие детям навыков коммуникативного общения, социальное и речевое развитие.
Безусловно, в решении поставленных задач ведущая роль принадлежит учителю-логопеду. Но эффективность работы значительно возрастает в условиях комплексного взаимодействия всех педагогов.
Взаимодействие логопеда и воспитателей в дошкольных группах представляет собой комплекс разных форм работы. В начале года проводится анкетирование родителей с целью предварительного знакомства с семьей, выяснения речевой среды и социальных условий, первичного сбора анамнестических данных ребенка. Проводятся совместные занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Вместе мы готовим детские праздники и театрализованные представления. В форме открытых занятий, консультаций-практикумов с учетом результатов обследования и выявленных у детей трудностей проходят и родительские собрания.
В течение многих лет мы оформляем «Тетради для внимательных родителей», стенды и папки-передвижки с актуальными объявлениями, рекомендациями, лексическим материалом для закрепления, занимательными вопросами и заданиями, изменениями речевого статуса детей.
Традиционным стало проведение «Зарницы» к Дню защитника Отечества. Педагоги встречают детей на каждом этапе. В игровой и соревновательной формах дети закрепляют полученные по теме знания и умения. Успешным стал проект «Колобок на новый лад». Большинство детей проходили коррекционную работу с логопедом. Воспитанники изготовили поделки из бумаги в технике оригами (героев сказок), затем разучили стихотворный текст. Постановку показали в Международный день театра. Повторили этот проект и со следующими выпускниками.
Проводится организация выставок работ детей, закончивших курс логопедических занятий. К работам, выполненным в технике рисования пластилином, логопед подбирает тексты и индивидуально разучивает стихи. Есть и консультации воспитателей с проведением речевых игр, упражнений. Важнейшими задачами работы по развитию речи дошкольников является их обучение словоизменению и словообразованию. С целью формирования и закрепления этих навыков проводятся дидактические игры типа «Один - много», «Большой - маленький», «Назови ласково».
Логопед несет основную нагрузку по формированию речевых навыков воспитанников, а воспитатели и родители - по их закреплению. Комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса, как специалистов, так и родителей, способствует успешной реализации образовательной программы дошкольного образования.

Елена НЕФЕДОВА,
учитель-логопед школы №1613