​Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Дмитрий Лихачев


«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. И любить тех, кому преподаешь, и нести в себе, в своей учительской сути, то, что хочешь воспитать в своих учениках» - так говорил великий историк Василий Ключевский. Нам захотелось узнать мнения по этому поводу учеников нашей школы.
- Особенность учителя в том, - говорит ученица 9‑го «Б» класса Мария Кумскова, - что он обычный человек, имеющий свои человеческие потребности. Он заинтересован в своей профессии, самый отзывчивый в мире человек, доброжелательный.
- Он любит детей, терпелив, трудолюбив, настойчив, - добавляет ее одноклассница Яна Егорова. - У него повышенное чувство ответственности. Этот список можно продолжать до бесконечности.
- Учитель - особенная профессия, требующая особого навыка общения с детьми, умения преподать свой предмет, - считает пятиклассница Екатерина Сурина. - Учитель одновременно должен быть и строгим, и добрым. Дети должны чувствовать, что учитель такой же человек, как и они. В этом нам повезло с нашими учителями.
Все ребята сошлись во мнении, что главной особенностью учителя является способность к постоянному самообразованию. Учителю приходится много читать, находить новые методы и формы преподавания, быть одновременно и преподавателем, и психологом.
День самоуправления
Наши корреспонденты пообщались со старшеклассниками и узнали, как они готовятся к дню самоуправления. По традиции в День учителя старшеклассники возьмут на себя роли директора, завуча и педагогов. Им предоставляется настоящая возможность попробовать управлять образовательным учреждением, вести уроки, ставить отметки и задавать домашнюю работу ученикам других классов.
- В день самоуправления я вела уроки русского языка и литературы, - рассказала ученица 10‑го «Б» класса Анна Фирсанова. - Я готовилась к занятиям вместе с учителем, мы обсуждали, какие темы проходят ученики того или иного класса, под руководством педагога я составляла свои конспекты урока, искала интересные презентации и викторины. Я не была строга, однако для меня подобный опыт вовсе не игра, а возможность попробовать профессию. Готова была и к тому, что трудности тоже могут возникнуть, ведь бывают и непослушные ребята, с которыми достаточно трудно справиться, а также переживала, как объяснить младшим классам сложный материал… Все прошло гладко, но учителям нашей школы тем не менее я пожелала бы всего самого-самого наилучшего, терпения (а это главное!), здоровья, удачи. Пусть все будет хорошо!
- В день самоуправления я вела английский язык, - делится и одиннадцатиклассница Мария Пешкова, - заменяла Юлию Анатольевну Урусову. Она помогала мне составить конспект урока, я много читала и старалась примерно представить, как проведу занятие, заранее. Готовилась к тому, что урок будет проходить только на английском языке, потому что в этом и суть учения. Старалась быть лояльной, пыталась найти общий язык с каждым. К сожалению, дети не всегда серьезно относятся к таким заменам, но к концу урока подобное отношение уходит. День само­управления - это для меня в первую очередь практика, так как я хотела бы получить педагогическое образование в дальнейшем. Во-вторых, мне просто хочется людям рассказать и объяснить, что изучение английского языка - это интересно. Учителям нашей школы я хотела бы пожелать хороших учеников, ответственных и послушных.

Взгляд на профессию
Наверное, не каждый способен быть учителем… Нельзя просто получить образование, а затем приходить в класс без любви к детям, рутинно преподавать. Избравший путь педагога должен всего себя отдавать образованию, а иначе невозможно воспитать в учениках любовь к предмету.
Корреспонденты газеты побеседовали с учениками и учителями нашей школы о том, каков же истинный путь педагога.
- Быть учителем тяжело, - уверен семиклассник Константин Пищанский, - надо быть сдержанным в общении с детьми… Мне кажется, человек понимает, что хочет стать учителем, когда приходит время поступать в университет. Только взрослые люди могут понять, что они хотят учить других. Я хотел бы пожелать педагогам нашей школы никогда не испытывать стресс, не уставать и ни с кем не ссориться.
- Думаю, что учителем быть нелегко, - высказывает свое мнение шестиклассница Тельназ Меликова, - так как учитель должен быть, во-первых, ответственным, во-вторых, всегда все знать. Я сейчас поняла, что с переходом в среднюю школу сама захотела стать учителем английского языка или математики! Самое приятное в этой профессии - передавать знания ученикам. Если сами школьники потом станут педагогами, то это вдвойне приятно. А бывают такие ученики, которые из двойки хотят сделать пятерку, в этом состоит трудность быть учителем. Педагогам нашей школы я пожелала бы терпения, спокойствия, хороших учеников. Пусть ученики понимают учителей, а учителя - учеников!
- Быть учителем, несомненно, тяжело, - считает и десятиклас­сница Дарья Мушкарина, - потому что нужны очень глубокие познания в той сфере, в которой ты преподаешь, о которой ты хочешь рассказать детям. Нужно иметь огромное терпение. Но самоотдача учеников, мне кажется, служит им наградой за все. Редко кто может похвастаться такой любовью и уважением окружающих, как учителя. И я бы им пожелала хороших учеников! А также хочется, чтобы выпускники хорошо сдали экзамены!
- Думаю, что человек определяет, что хочет быть учителем, еще в детстве или юношестве, когда он понимает, что ему интересно проводить время с детьми, - говорит одноклассница Дарьи Полина Николаева, - что он чувствует ответственность за учеников и что может многое дать им. Трудно найти подход к каждому из детей, стараться не злиться на какие-то непроизвольные шалости школьников, уметь общаться с ними. Сложно добиться, чтобы дети не боялись тебя, но при этом слушали и уважали. Но, на мой взгляд, это такая радость - видеть то, как ученики превосходят учителя!
- Я считаю, что учителем быть нелегко, потому что приходится усмирять детей, - размышляет семиклассница Дарья Солдатова, - но в то же время это очень интересно, ведь ты много времени проводишь со своими учениками, узнаешь что-то новое. В старших классах, когда человек привык к социальному миру, может появиться желание стать педагогом. Самое приятное в работе учителя - проводить время со своими учениками, а самое трудное - успокаивать ребят, если они начинают неправильно себя вести. Я желаю педагогам больше времени проводить со своими родственниками, не забывать про позитив в общении с детьми.
- Учителем мне хотелось быть с раннего детства, - вспоминает учитель начальных классов Елена Масленникова, - когда в первом классе я увидела свою учительницу. Мне хотелось быть похожей на нее: я подражала ей, дома даже рассаживала перед собой игрушки и «учила» их. Желание быть педагогом не угасло со временем, наоборот, становилось с каждым днем все сильнее и сильнее. Потом были поступление в университет, учеба. Сейчас я уже выпустила первых ребят, теперь идет второй выпуск. Главная радость моей профессии - это, конечно же, работа с детьми, реализация намеченных планов! С трудностями тоже приходится сталкиваться… Например, при объяснении сложного материала нужно находить какие-то изыски, альтернативные пути изложения информации, ведь не все ребята одинаково усваивают материал. Естественно, эти трудности преодолимы, нужно лишь найти индивидуальный подход к ученику. Всем учителям нашей школы я желаю счастья, здоровья, терпения и творческой реализации себя как учителя.
- Мысль, что я смогу быть учителем, пришла ко мне в 10‑м классе, - рассказывает учитель английского языка Юлия Урусова. - Наверное, повлияли на это решение учителя именно этой школы, которые учили меня с 5‑го по 11‑й класс. Мне захотелось быть такой же интересной детям, общаться с ними. Главная радость моей профессии - общение с детьми. А трудности… это, скорее всего, большой объем работы, которую должен выполнять учитель. Не всегда все успеваешь вовремя… Я бы хотела пожелать коллегам оптимизма и творческого подхода к своей работе!

Поздравляем учителей с профессиональным праздником!
День учителя - прекрасный повод для того, чтобы поблагодарить тех, кто выбрал для себя один из самых важных и сложных путей. Только став взрослыми, многие люди понимают, как важен был вклад преподавателей в их судьбу. Пусть в этот праздник каждый ученик лично поблагодарит учителей, каждый выпускник навестит педагогов, каждый взрослый вспомнит свою школу… Как писал Михаил Садовский:
Учитель, дни жизни своей,
как один,
Ты школьной семье
посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе
приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют,
от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят
уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной
человек,
Будь самым счастливым
на свете,
Хоть трудно порой достаются
тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас
наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас
выводил
Из робких смешных
первоклашек.

Юлия ЯГЖИНА, Елена ШАШИНА,
учителя русского языка и литературы школы №1356