Человек включается в нее в процессе социализации. Чтобы соответствовать системе, каждый активный гражданин должен адаптироваться к определенным правилам сообщества, его обычаям и традициям. Это взаимодействие способствует формированию определенного набора характеристик, которые являются уникальными для каждой страны и поколения, создавая портрет определенной национальной возрастной группы.
Современное поколение молодежи сталкивается с огромным количеством постоянно обновляющейся информации. С каждым днем им приходится прокладывать свой путь через поток цифровых и традиционных данных. Юному сознанию легко сбиться с пути, утонуть в этом информационном потоке, если нет четких указаний и авторитетного мнения, на которое можно опереться. Сегодня многие понимают, что современной молодежи нужен учитель нового типа, который будет развивать в них способности к размышлению, самооценке и способности исправлять ошибки прошлого опыта.
Период школьного и университетского обучения часто является единственной возможностью, чтобы проанализировать возможные проблемы будущей молодежи. Зачастую это лучшее время, когда можно повлиять на развитие и социализацию юных умов. В то же время мы должны понимать, что единой модели обучения не существует. Каждое поколение нуждается в индивидуальном подходе и модифицированных инструментах и технологиях.
Обучая современную молодежь, принадлежащую к поколению Z, мы прежде всего должны пересмотреть образ учителя. Он больше не является единственным возможным источником знаний. В мире гораздо больше информации, чем способен воспринять и освоить отдельный человек. Вот почему учителя будущего - это больше помощники, фасилитаторы, чем генераторы идей и носители знаний. Их основная функция состоит в том, чтобы направлять, показывать возможные источники достоверной и проверенной информации, не устанавливая границ исследования. Учителя будущего должны научиться быть более лояльными к инновациям и отказаться от догматизма, поскольку современное положение дел доказывает, что зачастую существует несколько решений одной и той же проблемы. Время идет, все изменяется, и, возможно, решение вопроса, которое было принято как единственно возможное и правильное, потеряет свой прежний статус и уступит место иному подходу.
Для ускорения процесса внедрения инноваций в современное образование необходимо еще больше взаимодействия между учениками и учителями. Новое поколение педагогов должно научиться доверять своим ученикам, наделять их полномочиями и позволять им самостоятельно выполнять поставленную задачу до конца. Важно не вмешиваться даже в заведомо неверную деятельность обучающихся, так как ошибки также учат их, иногда даже лучше, чем успех. Следовательно, вторым шагом нового подхода к обучению является переоценка отношения к неудачам, поскольку они часто воспринимаются как нечто негативное, нежелательное. Мы все чаще пытаемся забыть об ошибках, начать заново, не задумываясь и не анализируя прошлый опыт. Учеников необходимо научить правильно воспринимать критику и делать полезные выводы. Им должна быть предоставлена возможность учитывать и исправлять свои ошибки.
Современные подростки представляют собой особую целевую аудиторию, которая отдает предпочтение различным формам развлечения и острым ощущениям даже в процессе обучения. Классический подход и методы познания не способны, как раньше, мотивировать молодежь. Практически никто из них не посещает научных лекций. Все меньше учащихся можно встретить в библиотеках. Современная молодежь требует особого отношения к себе, когда прежде всего учитываются их потребности и немедленно предоставляется обратная связь. От урока они ожидают получения таких знаний и навыков, которые максимально пригодятся в реальной жизни. Особое внимание следует уделять созданию благоприятной атмосферы, микроклимата, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно эмоционально и физически, но в то же время могли продемонстрировать свои творческие и умственные способности, раскрыться и максимально реализовать свой потенциал.
К современному поколению молодежи нужен особый подход. Ему необходима новизна не учебной программы, а методов и приемов, используемых на занятиях. Учителя должны стараться предоставлять подросткам больше ответственности за принятие самостоятельных решений. В то же время каждый педагог обязан продолжать самообразование, чтобы самому оставаться гармоничной и разносторонней личностью, способной мотивировать и стимулировать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся.

Светлана ПОПОВА,
учитель школы №2114