Невозможно не согласиться с этими словами, и жизнь педагога лучшее тому подтверждение. Учителя постоянно самосовершенствуются, посещая различные курсы повышения квалификации, и я не исключение. За последние несколько лет мной было освоено более десяти различных курсов, касающихся методики преподавания и форм итоговой аттестации, но наиболее запоминающимися для меня стали курсы повышения квалификации по подготовке к международным экзаменам Кембриджского университета под названием Teaching Knowledge Test.
Возможность прохождения международной сертификации вызывала у меня большой интерес. Как это часто бывает, все решил случай. Во время проведения одного из семинаров, посвященного качеству образования, я узнала о конкурсе, главным призом которого была поездка на обучающие курсы по подготовке к экзамену Teaching Knowledge Test в Лондоне. Это был тот самый шанс, который нельзя было упустить. Отправив на проверку конкурсное эссе, я пребывала в ожидании около месяца.
Телефонный звонок застиг меня врасплох. Услышав, что я являюсь одним из победителей конкурса и буду обучаться в Лондоне, я была готова заплакать от счастья. Поехать на обучение в Лондон было моей мечтой.
Через месяц я уже приземлилась с коллегами в аэропорту Хитроу, и мне не терпелось приступить к занятиям. Принимающая нас международная языковая школа English First находилась в красивом историческом здании в самом центре Лондона. Учителей-студентов из России разделили на небольшие группы по 10‑12 человек, выдали учебники и разместили в маленьких, но уютных аудиториях. Позже к нам пришли преподаватели, которые с улыбкой ознакомили нас с планом работы. Необходимо было пройти теоретический курс, по окончании которого мы должны были сдать три модуля и получить заветные сертификаты. Более того, во время обучения нам также предстояло дать ряд открытых уроков с коллегами, которые выступали в роли учеников, чтобы продемонстрировать применение полученных знаний на практике.
Откровенно говоря, было волнительно, так как курсов в подобном формате я никогда не посещала. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Учебный день длился с 9.00 до 17.00, продолжительность учебной недели - с понедельника по пятницу. Мы ознакомились с совершенно нетипичными подходами к преподаванию, а также методиками оценивания. Например, мы узнали, что есть два подхода к работе с разделом «Говорение», а именно с фокусом на правильности и с фокусом на беглости речи. В зависимости от фокуса предъявляются определенные критерии к оцениванию ответа, но приоритет всегда един: ученика должен понять его собеседник, и это первостепенно. Также одними из самых интересных событий были открытые уроки, которые проходили в дружелюбной атмосфере. Коллеги настолько вживались в роль учеников, что намеренно усложняли задачу ведущему урок учителю, отображая наиболее частые проблемы, которые наблюдаются в усвоении той или иной темы. Однако самым ярким и неожиданным оказался подход к работе с устоявшимися ошибками ученика. Данный подход кардинально отличается от принятого в России. Он заключается в следующем: если тема объяснена, отработана в классе и дома, написаны тестовые работы, сделана работа над ошибками, но ученик продолжает допускать одну и ту же ошибку снова и снова, то учителю рекомендуется смириться со сложившейся ситуацией и не снижать мотивацию ученика постоянной работой над одной и той же темой. Русскоговорящему педагогу тяжело принять такой подход, и каждый преподаватель должен решить для себя, насколько это осуществимо в его реалиях.
Мы ознакомились с различными методическими приемами, популярными за границей. Одним из них я успешно пользуюсь уже несколько лет. Он отлично подходит для работы с дошкольниками и младшими школьниками, внимание которых удерживать более десяти минут достаточно проблематично. Суть заключается в том, что мы выбираем интересного детям героя и ставим перед ним цель. Ученики выступают на стороне героя и помогают ему добиться результата. Герой приближается к своей цели, если ученики выполняют задание и соблюдают дисциплину. Метод прекрасно работает, и даже самые застенчивые или неусидчивые ученики принимают игру и с удовольствием в ней участвуют.
Месяц пролетел быстро, и настала пора экзаменов, которые мы успешно сдали. Уже сидя в самолете, летевшем в Москву, я с радостью осознавала, что это был один из самых полезных курсов, которые я проходила за время своей работы. Он дал не только новые знания в области методики, но и необходимую учителям иностранного языка языковую практику. Полученные знания позволили мне взглянуть на свой стиль преподавания другими глазами и изменить его в лучшую сторону.

Марина ПИУНОВА,
учитель английского языка, школа №2114