Однажды на уроке русского языка мы с ребятами повторяли правила, а у них никак не получалось их запомнить. Мне стало как-то не по себе… «Объясняю, объясняю, учу с ними, учу, а они никак запомнить не могут», - думала я. И только собралась провести воспитательную беседу, как вдруг одна невысокая девочка со светлыми волосами, посмотрев на меня, спросила: «Почему эти взрослые не понимают, как нам трудно?» И тут мои ребята наперебой стали говорить, что они учат-учат, а потом почему-то все забывается. Я задумалась… А мальчик на третьей парте, поправив указательным пальцем очки, с умным видом сказал: «А мой папа, психолог, говорит, что большую часть информации человек воспринимает зрительно, что на слух запоминается гораздо хуже, и я с ним согласен. Почему мы запоминаем только интересные мультики и фильмы? Это же наглядно!» Что тут началось… Каждый что-то предлагал… Спорил… Доказывал…
В голову почему-то пришла хорошо известная поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Действительно, ничто не может заменить нам зрительный образ… Как быстро пролетело время! Уже 7‑й класс, правила становятся все труднее, а предметов - все больше. Только сейчас многие поняли, сколько времени упущено.
- В младших классах мы не могли себя заставить, учение казалось таким скучным и однообразным, а порой даже ненужным, - говорили ребята.
Вот так у нас появилась сказочная страна Руссоведия, а экскурсоводом в ней был умный и образованный гномик Русовенок, которому все по плечу: и жителей помирить, и историю рассказать. Мы с ребятами придумывали разные сказки по правилам, проводили исследования, ставили спектакли, рисовали мультфильмы, придумывали сказочные города, реки, горы… Так, например, мы создали город Глаголий, в котором были необыкновенная улица Временная и цветущий парк Наклонений. Это мы наносили на карту волшебной страны. Все, что создавали, показывали младшим ребятам. Всем - и выступающим, и слушателям - очень нравилось так изучать правила, и действительно, последующие контрольные работы показали, что результат превзошел все наши ожидания. Когда ребята подросли, они стали с удовольствием принимать участие в олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места. У нас даже были свой банк презентаций и небольшая библиотека сказок и рассказов, придуманных самими учениками.
Прошли годы… Ребята, которые вместе со мной создали этот проект, уже окончили школу, многие из них учатся в университетах, но, когда мы встречаемся, всегда вспоминаем то время, когда мы исследовали, изобретали, сочиняли, создавали и просто были вместе.

Ольга БИРЮКОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1103