Слово agile очень точно описывает то, каким должно быть образование - подвижным и легким на подъем. Сегодня быстро соображать и быстро реагировать - это самое важное, ведь ситуация меняется стремительно и почивать на лаврах опасно. И если нет способности быстро подстраиваться под изменения, которую воспитывает система agile, удерживать свои позиции все сложнее.
Что из этой системы применимо в работе учителя?
    Командная работа педагогического коллектива с фокусировкой на целях в виде образовательных результатов обучающихся.
    Упрощенная система организационной структуры и процессов, а также четкие правила, принятые всеми членами команды.
    Работа над проблемными вопросами короткими циклами и кратковременные насыщенные рабочие встречи.
    Повышение ответственности сотрудников, которым переданы полномочия самостоятельно принимать решения о выборе способов решения профессиональных задач, средств и критериев для определения эффективности своих усилий.
Взяв за основу эти подходы, мы в прошедшем учебном году организовали групповую работу педагогов как с проблемными участками, так и с темами, которые видятся перспективными для развития организации. По итогам мозгового штурма учителя, воспитатели и администрация выделили три основных направления: работа педагогов с возрастными группами обучающихся (дошкольные группы и классные параллели), предметное образование и тематические группы. Из 28 предложенных групп педагоги могли выбрать до трех, и каждый получил возможность реализовать свой профессиональный интерес.
Каждая группа разрабатывала свой педагогический проект, который был направлен на реализацию общей цели работы школы - повышение качества образования. Проекты прошли экспертизу и были поддержаны расширенным административным советом школы. В соответствии с принципами гибкого управления в ходе реализации проект мог уточняться и трансформироваться с учетом меняющихся условий, новых задач и промежуточных результатов.
Во всех группах были руководители из числа учителей, которые занимались координацией и следили за тем, чтобы в работе учитывались принципы agile-системы. Эта управленческая команда получила рабочее название «Проектный офис». Ее встречи и дистанционное взаимодействие были очень важны: разработка шаблонов, обсуждение общих регламентов, обмен опытом по организации работы, разработка общих критериев и процедур оценки работы по итогам учебного года.
В проектных группах, посвященных работе в возрастных параллелях, собрались классные руководители, воспитатели дошкольных групп и представители социально-психологической службы школы. Совместно педагоги разрабатывали комплекс мероприятий для ребят с учетом их возрастных особенностей и потребностей. Так, например, группы 8‑х и 9‑х классов сосредоточились на вопросах ответственного выбора предпрофильной и профильной подготовки. Группа классных руководителей 5‑х классов поставила перед собой задачу помочь пятиклассникам адаптироваться к условиям основной школы и сформировать слаженный коллектив.
Группы из блока предметного образования работали по направлениям, соответствующим традиционной системе предметных методических объединений. Но в ряде случаев сложилась новая ситуация: в группе «Филология и лингвистика» объединились учителя русского и иностранного языков и совместными усилиями решали проблему формирования речевых навыков и умений, необходимых выпускникам для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. В группе «Социально-гуманитарное образование» объединились учителя истории, русского языка, иностранных языков и права.
А вот среди тематических групп были такие, как «Современные формы обучения», «Развитие проектно-исследовательской деятельности», «Первоклассник-2019» и «Школа новых технологий».
Важным моментом стало распределение сотрудников по разным группам. В интересах учащихся представители каждого здания должны были присутствовать в проектной группе, если в этом здании обучается целевой контингент проекта. Такое условие поставило новые профессиональные задачи перед руководителями всех 10 отделений школы. Эта система формирования проектных групп позволила всем шире взглянуть на свою профессиональную деятельность и выйти за рамки работы классических методических объединений. Группы по параллелям и тематические группы решали вопросы безотносительно предметного поля учителя, и это позволяло наполнить работу многогранным взглядом на проблему и искать решение, которое учитывало бы интересы максимального количества учеников.
В конце года было подведение итогов. Состоялась педагогическая конференция. Группы проанализировали и презентовали результаты реализации своих проектов. К экспертной оценке была привлечена не только администрация школы, но и совет молодых учителей и директора московских школ - члены ассоциации «Азарт и опыт».
Основными критериями определения эффективности стали:
1. Значимость для организации достигнутого группой образовательного результата.
2. Значимость для развития школы достигнутого группой методического результата.
3. Соответствие полученных результатов заявленным в проекте целям.
Перечень предъявленных группами результатов занял бы не одну газетную полосу. Есть примеры очень успешного решения задач, характерных для многих школ. Например, взаимодействие с родителями будущих первоклассников (группа «Первоклассник»-2019). Или развитие профессиональных навыков педагогов (группа «Школа новых технологий» и группа «Современные формы обучения»). Но все руководители групп отмечали, что главный результат первого проектного года - освоение нового способа профессионального взаимодействия, открытие возможностей использования в своей работе ресурса коллег, с которыми объединяют принятые сообща установки. Мы получили опыт проектирования своей деятельности по целям, главный смысл которых заключается в образовательных результатах детей.
В этом учебном году мы продолжаем работу. Какие-то группы выполнили свои задачи и разошлись. По итогам обсуждений собрались новые группы - «Формирование навыков критического мышления», «Содержательное оценивание», «Технологии группового социального проектирования» и «Деятельностные технологии обучения». Теперь их общее число - 32. Первый этап формирования групп и выработки групповых проектов уже подходит к концу. Судя по динамике событий, в этом году все происходит быстрее. Мы набираем обороты.

Сергей ГАЛИН, заместитель директора по содержанию образования школы №1561;
Александра ЖУРАВЛЕВА, учитель английского языка школы №1561