Для педагога и ученика урок должен стать коммуникативным событием, в результате которого будут рождаться новые идеи. «Прежде считали, - писал Л.С.Выготский, - что каждый ребенок способен размышлять, приводить доводы, доказывать, искать основания для какого-нибудь положения. Из столкновений подобных размышлений рождается спор. Но дело фактически обстоит иначе. Исследования показывают, что из спора рождается размышление». Несомненно, что в условиях всемирной глобализации школа должна готовить нестандартно мыслящих учеников, которые смогут себя реализовать в профессиях будущего. Обеспечить такой подход позволяют конвергентно ориентированные уроки.
Лидерские качества, необходимые для формирования целостной личности обучающихся, также проявляются на уроках конвергентной направленности. Ученик, стремящийся найти невидимые нити, которые объединяют, казалось бы, полярные предметы (физику и МХК, литературу и биологию), реализует свой творческий потенциал.
Работая в параллели седьмых классов, я обратила внимание, что ребята проявляют интерес к литературе, которая изучается в старших классах. Не стал исключением и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Чтобы развить умение анализировать художественный текст, была выбрана сцена встречи князя Андрея Болконского со старым дубом. Этот эпизод является ключевым в романе и символизирует психологическое состояние главного героя. Глобальные душевные изменения происходят в князе Болконском, когда он видит «преображенный» дуб. Ребятам было предложено найти «общие места» в изучаемых предметах. Нестандартно мыслящие ученики тут же провели параллель с биологией. Действительно, вещества, содержащиеся в коре дуба, обладают уникальными вяжущими и антисептическими свойствами, которые способны заживить рану. Подобно тому как образ дуба в романе-эпопее исцелил израненную душу Андрея Болконского, в медицине используются дубильные вещества могучего дерева. Рефлексия урока показала, что обучающиеся, которые выявили связь нескольких предметов, на психологической лестнице стоят на одну ступеньку выше тех учеников, которые просто усвоили новое знание.
Учителям школы №1613 этот метод работы на уроках представляется чрезвычайно актуальным, так как в контексте современного образования на первый план выходит формирование личностных качеств обучающихся.

Алена ТВЕРДАЯ,
учитель русского языка и литературы школы №1613