44 года она проработала учителем начальных классов и более 40 лет на одном месте, в селе Долгие Лески Каменского района Тульской области.
Мама родилась 29 августа 1924 года. Училась очень хорошо, и из-за отсутствия учителей в 1939 году ей предложили начать педагогическую деятельность очень рано, в 15 лет. Начала учительствовать далеко от дома, во Втулинской школе. Некоторые из учеников были моложе мамы всего лишь на два года. На второй год ее перевели поближе, в Петуховскую школу, за 3 км от дома. Добиралась, конечно, пешком. Здесь и настигла ее война. Она часто рассказывала о трудных годах своей юности, и эти рассказы всегда были наполнены теплотой и любовью к своим ученикам. Особенно трудно было в военные годы, когда их село заняли немцы, да и в послевоенное время было не легче.
Как-то мама вспоминала о трагическом случае, который ей пришлось пережить в первые годы работы. Это произошло после отступления немцев. Все местные жители села по заданию собирали металлолом. Вместе с учителями и ученики ходили по окрестностям села, по лесу, притаскивали металлолом к школе, а уже от школы его забирали и увозили. Однажды после одного из уроков, когда ученики на перемене находились во дворе школы, а мама готовилась к уроку, раздался оглушительный взрыв. На нее посыпались стекла от разбитого окна. Мама что есть духу бросилась во двор школы, и каково же было ее отчаяние, когда после взрыва гранаты, случайно оказавшейся среди груды металлолома, она увидела двух израненных мальчишек. Одного удалось спасти, а другой скончался, не приходя в сознание… Мама всю свою жизнь помнила, как тяжело ей было сообщать родителям об этой трагедии. Эту боль она пронесла через всю свою жизнь, и это воспоминание всегда тревожило ее душевные раны. Тогда все с пониманием отнеслись к случившемуся и не последовало никакого наказания.
На третий год маму пригласили работать в Архангельскую среднюю школу, где она очень хорошо себя зарекомендовала. Услышав о ее трудолюбии и старании, директор Долго-Лесковской школы приложил все усилия, чтобы перевести ее на работу по месту жительства.
После себя немцы оставили разоренное село. Была разрушена и школа. Мама рассказывала, как выглядела ее классная комната в течение нескольких послевоенных лет: земляной пол, вместо парты - скамья повыше, вместо стула - скамья пониже. Пол был неровный, поэтому под ножки скамеек приходилось подкладывать кирпичики для большей устойчивости. Учительский стол мама пригородила в уголочке класса из различных досочек. На таком столе не то что работать, даже учебники разложить было сложно. Учили в две смены. Утром, когда еще было темно, чтобы осветить класс, делали коптюшечки. Это пузыречки с вставленными фитильками, их зажигали и развешивали вдоль стен. Но желание учиться было так велико, что ни учеников, ни учителей не пугали никакие трудности.
Бумаги для письма не было, использовали края старых газет, странички старых тетрадей. Кто что находил дома - приносили в школу, этим делились со всеми. Географию мама преподавала по картам, нарисованным ею собственноручно до войны. Часть из них сохранилась до сегодняшнего дня. Как реликвию храню я эти мамины рисунки для своих детей и внуков.
Еще молодой учительницей за свою работу она была награждена медалью «За трудовое отличие». Вручение проходило в Москве.
Моя мама очень любила свою работу. Никогда, до последнего дня своей жизни, она не высказывала ни малейшей тени сожаления об избранном пути. Преподавать в сельской школе всегда было нелегко. Насколько я помню свои школьные годы, у мамы всегда было по два класса в параллели: 1‑й и 3‑й или 2‑й и 4‑й. И, как правило, в двух классах, обучающихся одновременно в одной классной комнате, насчитывалось до 30 учеников и более. К тому же и дома ее ждали собственные дети - нас у мамы было четверо. А какую большую просветительскую работу должен был вести на селе учитель! На это тоже требовались и силы, и подготовка, и умение собрать, увлечь и убедить взрослых людей, с которыми приходилось встречаться.
Маму любили на селе. Она до последних дней жизни была очень уважаемым и авторитетным человеком. Всю жизнь в ее дом тянулись и взрослые, и дети. А ученики просто обожали ее. Не забывали о ней спустя десятилетия. Писали письма, присылали поздравления, а то и приезжали к ней домой, чтобы оказать знаки внимания своей первой старенькой учительнице. Надо сказать, мама тоже всю свою жизнь была близка со своей первой учительницей. Много мне рассказывала о ней. Ее звали Анастасия Митрофановна Нитченко. Даже когда ее не стало, мама навещала ее могилу.
Как часто наблюдала я по вечерам за работой мамы! Уложив нас спать, она включала в большой комнате настольную лампу-«грибок», обкладывалась учебниками и тетрадями, и до глубокой ночи тишину нарушал только шелест переворачиваемых страниц. Во сколько она ложилась и вставала - можно было только догадываться! Но утром и завтрак был готов, и одежда на стуле каждого из детей откуда-то появлялась, и в хозяйстве был порядок.
Уже повзрослев, я не переставала удивляться ее выносливости и терпению. Она была очень трудолюбивым, добрым и отзывчивым человеком, на которого мне и сейчас хочется быть похожей. И еще. Она была очень аккуратной. При огромной занятости ее журналы всегда были старательно заполнены, а планы прописаны ручками нескольких цветов, чтобы выделить в них значимое. Будь то рабочий стол или шкаф с детскими вещами, грядки на огороде или огромный цветник георгинов в палисаднике - всюду были порядок и чистота. Всю жизнь мама была для меня примером для подражания. Конечно, она о многом только мечтала, но в силу не зависящих от нее причин немало ее мечтаний так и не осуществились. Многое из несбывшегося в ее педагогической деятельности мне удалось воплотить в жизнь.
Наверное, с молоком матери удалось впитать эту безмерную любовь к учительству, переданную почти на генетическом уровне еще и от бабушки, маминой мамы, Александры Матвеевны Мининой, которая более трех десятков лет преподавала в церковно-приходской школе. Уходя из жизни в глубокой старости, именно она открыла мне две истины: «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» и «Отдавая - приобретаешь». Они стали для меня своего рода заповедями, моим жизненным девизом.
Мной уже пройден по времени мамин путь. И точно так же, как и она, я никогда не пожалела о своем выборе. Каждое время становления человека имеет свои трудности. И умение их преодолевать - важная составляющая черта его характера для достижения поставленных целей и определения новых. Они были и есть и у меня сегодня! Я стремлюсь к их достижению и верю, что у нас получится! А как иначе? Рядом - надежная команда! Мы вместе, значит, все преодолеем, достигнем и поставим новые цели!
…Завтра вновь наступит утро. Я буду спешить в нашу школу. Будет спешить на уроки в свою школу и моя дочь. А ровно через год будет собираться в школу и моя внучка-первоклассница. И кто знает, может, связь поколений не прервется и дальше?..

Вера ИЛЮХИНА,
директор школы №2006, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук