Предметное обучение в начальной школе - явление не новое, но достаточно редкое. Чаще всего его используют в рамках развивающего обучения, хотя далеко не каждая школа, которая работает по этой системе, использует такую форму работы. С одной стороны, предметное обучение облегчает работу учителей: меньше подготовки, углубление в одну-две предметные области; но с другой стороны, здесь есть свои сложности и нюансы.
О чем же необходимо помнить при предметном обучении в начальной школе?
В первую очередь учителям необходимо договориться о единых требованиях и нормах взаимодействия, а также о ежедневной рефлексии по итогам работы с классами. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для ученика. Очень важно, чтобы у учителей, работающих в связке, был схожий взгляд на процесс обучения и воспитания, только так ребенок будет ощущать себя комфортно в едином образовательном пространстве, вне зависимости от того, кто из учителей стоит перед ним. Единое образовательное пространство подразумевает одинаковую систему оценивания, требования к ведению рабочих тетрадей, организацию рабочего места, наличие общих традиций.
Первые две недели дети проходят адаптационный период, который не предполагает предметного разделения. Здесь важнее выработать единый язык символов для взаимодействия в триаде «учитель - ученик - одноклассник». По итогам адаптационного периода дети получают универсальные навыки коммуникации, которые они смогут применять на любом предмете.
Далее начинается предметное обучение, которое требует от учителей слаженной командной работы на протяжении всех четырех лет.
В этой системе обучения крайне важна работа с родителями, которая организуется еще до старта первого класса. На этапе подготовки к школе семья знакомится с учителями, которые будут работать с их детьми, с методиками преподавания и организацией учебного процесса.
Важно отметить, что предметное обучение в начальной школе позволяет легче перейти на следующую ступень образования, где детей ожидает большее количество педагогов и предметов.
Невозможно организовать предметное обучение без доверия учителей друг другу, но, когда все нити сходятся в одной точке, получается сильный тандем, при котором дети имеют вдвое больше, чем при классическом подходе.

Майя БУЧАРСКАЯ, учитель начальных классов школы №1561;
Оксана ХАХАЛИНА, учитель начальных классов школы №1561