- Сергей Маркленович, идея создания управляющих советов, состоящих как из представителей государственного и профессионально-ведомственного сектора, так и из наблюдателей со стороны родителей и попечителей, а также представителей вузов, будущих работодателей, и просто неравнодушных граждан, не что иное, как шаг в сторону усовершенствования школьной системы образования. На ваш взгляд, насколько такой подход эффективен? Из чего родился ваш интерес к этой теме?
- Я заинтересовался деятельностью управляющих советов, когда школьницей была моя дочь. Четкого представления о том, что это за система и чем мы будем заниматься, у меня тогда не было. Было лишь желание приложить максимум усилий, для того чтобы наши дети учились в комфортных условиях и не отвлекались от учебного процесса на всякие мелочи. Моя дочка выпустилась, окончила школу, а вот я остался в школе.
Сейчас мы оцениваем каждого из членов управляющего совета по практическим результатам деятельности. В совете 6 комиссий, каждая из которых успешно занимается насущными вопросами образования - от определения основных направлений развития школы до обеспечения прозрачности привлекаемых и расходуемых финансовых и материальных средств. В нашем коллективе сложилась атмосфера спокойной, уверенной работы и доверительных отношений. Правда, иногда в пылу жарких дебатов доходит и до споров, однако с этим мы легко справляемся. Большое внимание уделяет управляющий совет тому, как выглядят наши ученики, как одеты, причесаны. Два раза в месяц совместно с администрацией школы, педагогами и учащимися проводим рейды по проверке внешнего вида учащихся, дисциплине, стараемся объяснить детям, как необходимо следовать прекрасным словам А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Тогда и будущее сложится благополучно. Ведь по одежке встречают, а по уму провожают.
- Насколько известно, ответственность за то, как ученики проводят время в стенах школы, лежит не только на них самих, но и на вас тоже. Говорят, что в наши дни дети младшего возраста гиперактивные, в то же время старшеклассники, наоборот, медлительные, мало общаются, много времени проводят в телефоне, в гаджетах. Так ли это? И решаются ли такие вопросы советом?
- Мне кажется, это стереотип. Могу сказать точно, что старшеклассники у нас не сидят без дела. Они загружены подготовкой к ГИА, пробным экзаменам и плановым контрольным работам, олимпиадам, занимаются в клубах по интересам, участвуют в профориентационных проектах, овладевают знаниями в медицинском, инженерном, кадетском классах, осваивают профессии повара, вожатого, экскурсовода. При этом им интересно общаться друг с другом, советоваться, находить общие пути решения проблем, возникающих во время учебы и отдыха. У нас шесть одиннадцатых классов, и у каждого свое направление: медицинский, социально-экономический, технологический, гуманитарный… Медицинский класс у нас набирается второй год и уже обрел большую популярность. Судя по выбору, дети не ищут легких путей, они готовы учиться и много работать, для того чтобы добиться успеха.
- Скажите, пожалуйста, какие направления в развитии школы вы считаете наиболее важными?
- Одно из таких направлений - профессиональная ориентация. Наши обучающиеся принимают участие в проекте «Профессиональное обучение без границ». Мы активно развиваем профили, такие как академический, социально-экономический, гуманитарный. В школе открыты специализированные классы - кадетский, медицинский. Интересен детям и родителям проект «Математическая вертикаль». Готовимся к вхождению в проект «Инженерный класс».
- Возглавив управляющий совет, вы оказались в эпицентре школьной жизни. Вы знаете, о чем мечтают ученики, и помогаете им реализовывать их планы. Кроме врача, какие профессии по душе будущим специалистам?
- Инженер, программист. Менеджер - на четвертой строчке в их рейтинге. Я думал, что менеджер - это сейчас модная профессия и она будет востребованной. Когда я оканчивал педагогический университет, мне, например, была присвоена специальность «менеджер в образовании».
- Правда, что вы решились осваивать педагогику уже в зрелом возрасте?
- Да, я пошел в педагогический вуз в 58 лет. Мне это было нужно, чтобы работать в УС, чтобы учить бальным танцам старшеклассников. Очень хотелось, чтобы этот проект был реализован грамотно, чтобы с детьми работал настоящий профессионал. Я представлял себе, как за два-три года, как раз к окончанию обучения, школьники научатся красиво танцевать, будут иметь совершенно другой уровень культуры. Мне было приятно думать, что их выпускной станет действительно настоящим выпускным балом.
В 2010 году я вышел с предложением о проведении настоящего выпускного бала, и наш директор Вера Алексеевна не только поддержала мою инициативу, но и встала рядом и идет по этому пути до сих пор.
- Как же дети постигают бальную культуру?
С 1‑го по 4‑й класс у детей 1 час в неделю занятий бальными танцами. Далее, начиная с 10‑го класса, они учат новые танцы и вспоминают те, которым обучались в начальной школе. Это вальс, полонез, фокстрот, менуэт, кадриль и другие. Дети постигают прекрасное, знакомятся с бальной культурой. Салонные бальные танцы - это красивое, зрелищное, отточенное действо, это импровизация, гармония и глубокое эстетическое удовольствие!
Ежегодно у нас в старшей школе проходят литературные балы, где по сценарию старшеклас­сники не только танцуют, но и читают высокую поэзию и прозу со сцены, исполняют классические фортепианные произведения, поют романсы. В зале разворачивается сценическое действо, которое никого не оставляет равнодушным! Эта добрая традиция давно распространилась и на начальную школу.
Сегодня в нашей школе бальной культурой занимаются по вечерам и учителя, и родители. Поверьте, это всем доставляет истинное удовольствие!
Вместе с учащимися они стали активными участниками балов! Многие выпускники прошлых лет ежегодно приходят на эти балы в школу со своими семьями в бальных платьях и смокингах, для того чтобы поучаствовать в этом восхитительном, одухотворяющем, завораживающем действе.
Внутренняя жизнь школы настолько многогранна, что напоминает жизнь целого города, в котором есть все, что есть в жизни огромного мегаполиса. Учеба - это только один из аспектов школьной жизни. Успешную учебную деятельность в тесном сотрудничестве с учащимися и родителями обеспечивают наши высокопрофессиональные учителя. Но во всем остальном - в организации внеклассной работы, внеурочных мероприятий, культурной жизни школы - должны участвовать родители.
Согласитесь, что нагрузить все только на учителя и требовать, чтобы он в равной степени успешно сам всем занимался, - это нереально, неправильно, да и незачем.
Родитель только тогда станет единомышленником и другом учителя, когда сам войдет в школу и не будет стоять сторонним наблюдателем за ее забором, а станет непосредственно участвовать в делах школы вместе со своими детьми, изнутри узнает жизнь школы, на опыте собственного активного участия поймет, что школе нужно.
Считаю, что управляющий совет любой школы может выступить организатором создания родительских клубов по различным интересам. Этот потенциал даже в нашей школе далеко не исчерпан. Ведь у родителей очень много талантов, интересных наклонностей и желаний. Мы не всегда их выявляем, а я считаю, что это нужно делать обязательно.
В любой школе есть много родителей, которые помимо деятельной натуры имеют реальные возможности - материальные и организационные - проводить в рамках школы на единовременной или на постоянной основе интереснейшие акции.
- Слышала, что в вашей школе балы открываются вальсом, который вы танцуете с директором Верой Алексеевной?
- В бальной культуре нет понятий «директор» или «председатель». Есть только хозяин и хозяйка бала. Их выходом открывается торжество. Затем вступают гости. Начинается бал с полонеза, в котором принимает участие группа выпускников, исполняющая его на уровне профессионалов. В финальном вальсе кавалеры преклоняют колено перед своей дамой и вручают розу.
Развивая эту традицию, мы в первую очередь формируем высокие и уважительные отношения между мальчиками и девочками, юношами и девушками. Мы стремимся воспитывать их, широко используя возможности музейной педагогики, школы «Доброты», телестудии «Планета знаний», бальной культуры, экскурсионной и клубной работы, спортивных мероприятий, разноплановых мероприятий системы дополнительного образования.
- Ваши балы все 10 лет проходят во дворе школы невероятной красоты. Содержать территорию школы в таком образцовом порядке тоже помогает управляющий совет?
- Управляющий совет в нашей школе имеет отношение ко всему. Дворик - это в первую очередь, конечно, заслуга директора и сотрудников-энтузиастов. Школа - наш дом, мы живем в нем, поэтому с любовью о нем заботимся. В благоустройстве нашего дворика принимают участие и ученики, и преподаватели, и родители. Мы все вместе благоустраиваем территорию и поддерживаем ее красоту. Не случайно в августе в Кремле директор из рук нашего мэра вновь получила благодарственное письмо за лучшее учреждение Москвы по благо­устройству школьной территории.
- Помогло ли вам студенчество стать ближе к молодежи?
- Отчасти да. Я вновь погрузился в то время, когда пришлось зубрить, выстраивать перед собой гору учебников, выписывать термины и искать их значение, то есть вновь ощутил на себе все прелести учебы. Стал ближе к молодому поколению и на себе испытал волшебную силу все­знающего Интернета. В общем, с головой погрузился в мир знаний и рад этому. Теперь я понимаю, что, возможно, когда-то выбрал не ту профессию. По настоянию отца вместе с моим братом много лет назад мы стали строителями. Мой стаж на этой работе - сорок лет. Я многого добился и раньше не жалел о своем выборе, а вот теперь призадумался. Мама всегда мечтала, чтобы мы с братом были учителями, и вот теперь я могу исполнить и ее желание тоже. Учиться никогда не поздно и всегда интересно.
А вот моя коллега, член управляющего совета, говорит, что первоначально была заинтересована главным образом в том, чтобы получать достоверную информацию о жизни школы из первоисточника, так сказать, из первых уст. В этом учебном заведении у нее учатся трое детей, и очень важно быть в курсе всех событий их жизни: не только знать о них, но и быть с ними рядом во всех важных и мелких делах, быть соучастником, сотворцом и сопереживателем всего того, что они делают.
Я вообще за всякое «со-» с детьми - сотворчество, содружество, согласие. Моя миссия в управляющем совете видится мне как роль проводника, посредника, сталкера между миром взрослых - учителей и родителей - и детей. И тут в любой ситуации важно понять прежде всего ребенка, мотивы его поступков, поведения, и построить с ним диалог, дать ему почувствовать заинтересованность в его судьбе, в его благополучии.
- У нас в стране почему-то принято противопоставлять администрацию учреждений и активистов, работающих за идею. Есть ли в вашей школе противостояние между администрацией и советом или вы все-таки чувствуете поддержку?
- И снова придется разрушить стереотип. У нас очень по-хорошему сложившиеся отношения с администрацией. Мы не противоборствуем друг другу, а объединяем наши усилия для процветания школы, повышения качества обученности учеников школы, поддержания траектории развития наших ребят, особенно если это касается индивидуальной работы с детьми. За несколько лет работы в управляющем совете мы всегда держались этой позиции и старались активно участвовать во всех вопросах, связанных с принятием важных решений в судьбах детей. Если было необходимо, брали на себя ответственность за сложных подростков, мы встречались с ними, беседовали, читали книги, обсуждали прочитанное и сравнивали с окружающей нас действительностью. Сейчас эти подростки уже взрослые молодые люди, студенты вузов, самостоятельные и самодостаточные. Они все разные, все не похожи друг на друга. Эта несхожесть иногда вызывает и в нас, и в нашем окружении стремление нивелировать эту часто непонятную, странную и не очень удобную разность, сделать человека «нормальным», соответствующим определенному воображаемому идеалу. А ведь для каждого ребенка и взрослого человека крайне важно сохранять свою идентичность, свою неповторимость и индивидуальность. Природа, создавая каждого из нас, вместе с нашими качествами, нашим темпераментом и нашими способностями как бы виртуально программирует наши жизненные цели и задачи. Если человек резко и агрессивно-настойчиво меняет что-то в себе сам или под внешним давлением, в жизни его часто преследуют неудачи, и благополучия ему бывает добиться нелегко. Поэтому мы стараемся вместе с членами коллектива поддержать ребят, найти подход к каждому, и делаем это через организацию работы кружков, секций, экскурсий и походов, сложившихся традиций школы, поощрение и поддержку.
- В чем вы видите главную задачу управляющего совета? На каких людей он должен опираться?
- Наш совет нужен в первую очередь для того, чтобы поддерживать гармонию в общении между администрацией школы, родителями и детьми. Мы делаем все, чтобы в школе было интересно, чисто, красиво, весело. Нет такой работы, которая бы нас не касалась. Наш коллектив состоит из людей активных, бескорыстных и искренне заинтересованных в своем деле. Думаю, наш опыт мог бы пойти на пользу многим другим образовательным организациям. Взрослые и дети должны учиться создавать вокруг себя атмосферу уюта и праздника, тогда и жизнь наша будет красочнее, приятнее. И дети будут идти в школу с желанием и настроением. А окончив ее, пройдя пору взросления и становления, будут приходить сюда, в родные стены, приводить своих детей, к чуть состарившимся, но все таким же молодым душой и сердцем учителям, и говорить: «Здравствуй, родная школа!»
- Что для вас, Сергей Маркленович, значит сегодня школа?
- Мне очень нравится работать в школе. Я здесь живу по-другому, дышу по-другому. Бывают иногда моменты, когда я сильно занят делами на работе и не могу отдавать школе столько времени, сколько нужно или хотелось бы. Но работа в школе - это та работа, для которой я, наверное, и создан.
Поменялось время. Поменялись дети. Поменялись родители. Родительский корпус сегодня стал очень молодым. Но если мы сами не меняемся вместе с ними, а остаемся там, в прошлом времени, вот тогда нам тяжело, вот тогда происходит тот отрыв, когда мы перестаем понимать друг друга, вот тогда и наступает выгорание.
Надо в первую очередь задавать себе вопрос: «А мы-то поменялись? Мы-то пытаемся успеть за временем?» А мы обязаны успевать! Если мы хотим успешно работать в школе, с детьми, мы должны меняться! Я обязан успевать за детьми. Другого варианта нет!
Нужно всем нам жить в одном времени - быть современниками нашим детям.

Ольга ПРОКОФЬЕВА, учитель математики школы №2006 ;
Валентина МИЛОВАНОВА, учитель русского языка и литературы, социальный педагог школы №2006, доктор психологических наук