Согласно Справке о планируемых изменениях в КИМах ОГЭ 2020 года в сравнении с экзаменационными моделями прошлого года усилены деятельностная составляющая, практический характер заданий. В новой модели КИМов по обществознанию изменена структура экзаменационной работы: снято разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе выстраиваются исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМов сокращено с 31 до 24, а максимальный первичный балл уменьшен с 39 до 35.
Добавлены задания с кратким ответом двух типов: задание на выбор и запись нескольких ответов и задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы. Задание на различение фактов и мнений в социальной информации в том виде, как оно существовало в КИМах предыдущих лет, исключено из работы. Добавлены три задания с развернутым ответом, развернутые задания по тексту сокращены с 6 до 4.
Новая структура КИМов предполагает изменения при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в 9‑м классе. И здесь незаменимыми помощниками как учителю, так и выпускнику основной школы могут стать новые учебные пособия издательства «Экзамен» «ОГЭ 2020. Обществознание. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» и «ОГЭ 2020. Обществознание. 32 варианта. Типовые варианты экзаменационных заданий». Авторский коллектив пособий - это известные в учительской среде методисты А.Ю.Лазебникова, Т.В.Коваль.
В чем же уникальность этих сборников? Дело в том, что на данный момент учебные пособия издательства «Экзамен» являются единственными сборниками типовых вариантов экзаменационных заданий по обществознанию, которые прошли научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ» и созданы в соответствии с новой демоверсией ОГЭ 2020 года.
Наибольший интерес представляют новые задания структуры КИМов, которые представлены в учебных пособиях. Такое, к примеру, как задание №1 из первого из вышеназванных сборников, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий:
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Международная торговля; мораль; семья; политика; спрос.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
Как мы видим, задание состоит из двух частей. Во-первых, ученику следует соотнести обществоведческие понятия с одной из четырех сфер общественной жизни. Во-вторых, требуется раскрыть смысл одного из выбранных понятий. Необходимо понимать, что объяснение смысла или определение понятия должно быть дано полно, четко, ясно, недвусмысленно, то есть должны быть указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и отличающие его от других понятий. Бессмысленно пытаться заучить какой-то объем определений, необходимо развивать умение самостоятельно формулировать их, что обеспечит положительный результат при выполнении данного здания.
Хотелось бы обратить внимание и на задание №6 из этого же учебного пособия, в котором содержатся задачи с контекстом финансовой грамотности. Рассмотрим одну из них:
Марии Ивановне позвонили из банка, в котором у нее был открыт счет, и сообщили о том, что удалось зарегистрировать попытку несанкционированного снятия большой суммы денег. Для решения проблемы Марии Ивановне предложили сверить персональные данные и сообщить номер счета. Мария Ивановна поняла, что разговаривает с мошенником. Какое обстоятельство позволило сделать подобный вывод? Какие действия вы посоветуете предпринять в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
Данное задание описывает модель ситуации, которая может случиться с выпускником в ближайшем будущем. Оно ориентировано на решение реальных проблем, с которыми сталкивается наше общество, - фишинг и другие формы мошенничества, рациональный выбор кредитной организации и ее продуктов и т. п.
Еще одно нововведение, которое представлено в обновленной структуре КИМов, - задание на анализ статистической информации. Оно преобразовано из существовавшего в КИМах прошлых лет блока из двух заданий с кратким ответом и предполагает проверку умения искать общее и различия в позициях групп респондентов, обосновывать свои выводы.
Словом, КИМы, представленные в учебных пособиях издательства «Экзамен», могут стать отличным подспорьем учителю-предметнику, который организует подготовку девятиклас­сников к ОГЭ, и средством эффективной самоподготовки для выпускника основной школы. Их структура содержит все необходимые для этого элементы: задания, систему оценивания, ответы. Как учителю, так и выпускнику основной школы важно помнить при подготовке к финальным испытаниям по обществознанию, что с этого года усилена аналитическая составляющая КИМов: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.

​Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени Ушинского, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017