Прежде всего девочки и мальчики становятся намного здоровее, чем до поступления сюда. Нужно сказать, что здесь принимают детей, имеющих проблемы со здоровьем, нарушения интеллекта и отклонения в поведении, таких не назовешь паиньками, в первые дни смена обстановки одних будоражит, других повергает в молчаливый шок и замкнутость. Опытные педагоги, воспитатели, психологи готовы к этому, они знают, как обращаться с такими детьми, какой нужен к ним подход, какой подобрать ключик, чтобы раскрылись их души. Основа их обращения с детьми - доброта и ласка, чего многие дети в своей жизни не видели. Окутанные таким отношением, маленькие бунтари и буяны становятся спокойными и уравновешенными, их легко увлечь каким-либо делом. А, казалось бы, неисправимые тихони, замкнутые в себе, тянутся к коллективу, в котором чувствуют себя вполне уютно и делаются такими же веселыми и говорливыми, как все дети.
...Когда-то, четверть века назад, эта школа-интернат ничем не отличалась от других подобного рода, то есть была довольно средней, ничем не примечательной. Перемены в ней начались с приходом нового директора Ольги Владимировны Галкиной. Прежде всего она постаралась создать коллектив из преданных своему делу людей. Отбирала каждого педагога, воспитателя строго, придирчиво. Главный критерий - чтобы человек искренне, неподдельно умел любить каждого ребенка с его особенностями, с его недостатками, порой ставящими в тупик иных педагогов. И в итоге сложилась команда единомышленников. В ней - специалисты высокого класса. В их числе врач высшей категории (и это в сельской школе!), опытный психолог Ирина Трегубова, которая помогает новичкам избавиться от внутреннего напряжения, обрести уверенность в себе; работает с каждым индивидуально, ведь дети эти с задержкой в развитии интеллекта.
С особыми детьми в Старом Буяне и работают по-особому, а не по привычной методике, мало учитывающей индивидуальные особенности ребенка. Здесь воспитание строится иначе, педагоги школы считают, что у каждого воспитанника свое необычное восприятие мира, ни один не похож на другого.
- Наши дети вовсе не беспомощны, - говорит Ольга Владимировна, - они просто другие. Педагоги помогают у каждого ребенка с нарушениями интеллекта найти особую, только ему присущую одаренность и развить ее, а это поможет в дальнейшем ощутить себя личностью и найти свое место в жизни.
За годы разработаны и успешно применяются психолого-педагогические технологии обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ.
Коллективу школы вместе с Ольгой Владимировной удалось изменить отношение социума к таким детям: «Наше общество будто выздоравливает после десятилетий молчания и игнорирования живущих рядом людей, которым нужна наша помощь, - говорит Ольга Владимировна. - Наших детей отличает ряд особенностей, главная из ко­торых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагогам приходится ждать достаточно долго. Для того чтобы получить, «почувствовать» результат, специалистам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы - как традицион­ные, так и нетрадиционные. Все это приводит к тому, что развитие у детей начинает идти своим «особым» путем».
Для каждого разрабатывается своя «дорожная карта», вот уже несколько лет с успехом используется созданная коллективом программа «ЗОНТ». В аббревиатуре зашифровано четыре направления: здоровье, общение, нравственность, труд. Программа «ЗОНТ» призвана защитить ребенка, вырастить его, а когда он станет взрослым, он будет готов безболезненно вписаться в общество, найти свое место в жизни и успешно трудиться.
Уроки труда в Старобуяновской школе-интернате признаны едва ли не самыми главными дисциплинами. Они вовсе не второстепенные, как это нередко бывает в других школах.
Дети занимаются в столярных и швейных мастерских, теплицах. К девятому классу они уже умеют ремонтировать и делать простую мебель, в том числе для своих классов и спален. Ремонтируют сельскохозяйственный инвентарь, шьют костюмы для выступлений, шторы, постельное белье, делают подарочные кухонные наборы, выращивают овощи и цветы.
После девятого класса часть выпускников продолжает учебу в технических училищах, другие начинают работать по специальностям, полученным в школе-интернате и во время практики на предприятиях, с которыми школа вот уже много лет сотрудничает. Подростки становятся мастерами отделочных работ, слесарями по ремонту автомобилей, портными. В девятом классе они могут пройти предпрофильную подготовку.
Все это способствует тому, что 90 процентов выпускников Старобуяновской школы-интерната оказываются востребованными на рынке труда. А это значит - живут не на пособие и к тому же еще приносят доход государству.
Директор Старобуяновской школы-интерната Ольга Галкина, кандидат психологических наук, федеральный лауреат премии «Родительское спасибо»-2019, проводит научные консультации, пишет научные статьи, дает мастер-классы, рассказывает об опыте на региональных и международных конференциях, семинарах. Но главное достижение - это выпускники, которые в жизни социально защищены и успешно работают.

Старый Буян, Самарская область