Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, участник конкурса «Учитель года России»-2014, Петрозаводск, Республика Карелия:
- Поймал себя на мысли, что спрашивать о том, когда учителя перестанут иметь потребность работать больше чем на одну ставку, не вижу смысла. Эту проблему озвучивали не единожды. И даже президенту говорил Александр Шагалов... Если бы представилась возможность, спросил бы, насколько переход на новый ФГОС оправдал себя. Что изменилось? Раньше ЗУН, теперь компетенции и УУД. И что? Как изменились наши ученики? Насколько учителям удалось перестроиться в новых условиях?

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:
- Когда на федеральном уровне будет наконец-то решен вопрос с заработными платами педагогов? Время показало, что регионы самостоятельно справиться с выполнением майских указов не в состоянии. Заработная плата педагогов должна соответствовать средней по региону исключительно за норму труда на ставку (18 уроков в неделю), а не за счет работы на 1,5‑2 и более ставки.

Светлана Н., учитель обществознания, Нижний Новгород:
- Я бы задала вопрос, который мы все время задаем друг другу вот уже несколько лет: когда нам дадут возможность работать в соответствии с современными требованиями? Мы не можем работать творчески и технологично, даже если очень этого хотим. Зарплата неадекватна нагрузке. Пять-шесть уроков ежедневно, заполнение многочисленных бумаг не оставляют учителю времени на подготовку к урокам, на самообразование и творчество. Но если работать с меньшей нагрузкой, то есть оставить время на подготовку, то на жизнь не будет хватать. Это самая основная проблема учительства. Остальные - производные от этой. Пока она не будет решена, все остальное тоже не решится. Разговоры о творческой работе останутся разговорами.

Екатерина С., учитель математики, Великий Новгород:
- Я спросила бы министра, что делать с нехваткой учителей, особенно в сельских школах. В Новгородской области катастрофически не хватает учителей физики, иностранного языка, информатики, химии. В сельских школах эти предметы ведут другие педагоги, то есть люди, не имеющие на это права, или давно ушедшие на заслуженный отдых пенсионеры. Сейчас модно направлять в школы людей, не имеющих педагогического образования, наспех обучая их азам педагогики. Не дешевле ли государству частично спонсировать педагогические институты, возродить закрытые педагогические специальности и увеличить число студентов педвузов?