Цепочка была незамысловата. Я увидела знакомые фамилии в сочетании с названием и подумала: «О, эти сделают интересно!» Почитала по ссылке одну-две статьи, поняла, что их хочется обсуждать, показала мужу, и мы тут же выписали «Учительскую газету». Заметьте - выписали, а не подписались. Стоит изменить у глагола приставку, как мозг тут же подбрасывает шаблонное «подписывайтесь на что-то в таком-то фейстаграме». А вот выписать можно только нечто вещественное, что будешь потом вынимать из почтового ящика. Об этом и хочется поговорить.
Думаете, я буду сейчас говорить о шелесте страниц и запахе типографской краски? А вот и нет. Я буду говорить о внутренних ритмах.
«Учительская» адресована людям весьма значимой на свете профессии. Учитель для ребенка - это персонифицированный взрослый мир, и важно, каким этот мир перед ним предстанет: дергающимся на каждое бульканье Ватсапа или спокойно глядящим тебе в глаза? «Ну и что? - спросит тот, кто читает эти строчки в Интернете. - Текст-то один и тот же, что в электронной, что в бумажной версии!» Верно, один и тот же. Но вот справа на вашем экране вспыхивает какая-то картинка. Вот она меняется на другую. Вот она задает вопрос: «А есть ли у вас? Не хотите ли установить?» А вот и прямой приказ: «Купите! Присоединитесь! Успейте!» Вы всегда должны успеть.
Разумеется, в бумажной версии тоже есть реклама, но ее не сравнить по соблазнительности с той, что в Интернете. Текст, напечатанный на бумаге, говорит читателю: «Я для тебя». Текст в Интернете молчит. За него говорит Интернет громко и ясно: «Ты для меня». Искусство современной жизни заключается в том, чтобы научиться пользоваться виртуальным миром ровно настолько, насколько это помогает реальному. Так, первобытный человек учился отличать съедобные грибы от поганок, и мы в новой реальности все еще первобытные люди…
Чтение бумажной газеты меняет твои внутренние ритмы. Номер за номером я убеждаюсь, насколько практически все, что публикуется в «УГ», нужно учителю и насколько важно, чтобы учитель имел возможность осознавать прочитанное. Материалы «УГ» интересны именно для обдумывания. А что значит обдумывать? Значит не отвлекаться, и здесь преимущества бумажной версии очевидны. Уже слышу: «Какое там осознанное чтение! Тут дышать не успеваешь - то одно, то другое. Да вы вообще знаете, как учителя загружены?!» Знаю. И думаю, что этому «то одному, то другому» есть только одно противоядие - сознательный выбор замедляющих практик, одной из которых вполне может стать чтение бумажной газеты. Ритмы восприятия автоматически станут более естественными, мозг сам по себе будет разгружаться, и вы будете успевать дышать, поверьте! Вы будете даже замечать тех, кто рядом.
Именно учитель сегодня особенно нуждается в спокойствии, отсутствии суеты, боязни не успеть. Именно ему так необходимы умение слушать, привычка смотреть в глаза, а не коситься на экран. Любой ученик эти качества заметит и оценит. Даже «школьные оторвы» подсознательно доверяют такому учителю - этакому капитану, который уверенно ведет корабль по их постоянно волнующемуся внутреннему морю.
Может показаться, что, поддерживая бумажные носители, я призываю вернуться назад, в пещеры. Ох уж эта извечная наша категоричность: или - или. Нет, не призываю. Сегодняшняя жизнь нравится мне гораздо больше, и у меня тоже есть страничка в Фейсбуке. При осознанном подходе возможности Интернета и плюсы бумажных носителей друг друга не отрицают, а дополняют.
И вот вам еще аргумент. В мире существует и крепнет движение Slow life, последователи которого понимают, что в погоне за тем, чтобы жить хорошо, человечество научилось жить быстро, и только-то. И это «быстро» ведет нас отнюдь не к счастью.
Чтение «Учительской газеты» дает возможность остановиться и подзарядить батарейки.

​Елена АЛБУЛ, Москва