Да, в общеобразовательных школах недостаточно кабинетов изобразительного искусства, отвечающих современным требованиям, не на высоком уровне их учебно-методическое оснащение. Но в отношении учебных программ у учителя изобразительного искусства есть выбор. Авторы предложенных программ ставят одну из главных задач: обновление содержания художественно-эстетического образования и воспитания по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

На мой взгляд, изобразительное искусство, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. Отстаивая необходимость художественного образования, квалифицированного руководства со стороны педагога, необходимо стремиться к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а получали более глубокие знания, умения и навыки. В школе детей начинают обучать основам наук, и в области изобразительного искусства им надо дать правильное понятие о правилах и законах изображения предметов. Отсюда понятно, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен эффективно организовать учебный процесс, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала.

Как известно, педагогический процесс - творческий. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов - дело самого учителя. Учебная программа и не требует буквального исполнения. Поэтому, планируя учебную работу по программе, учителю изобразительного искусства необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой - согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении.

Думаю, каждый преподаватель может выбрать наиболее приемлемую программу с учетом реальных условий. Но чтобы добиться результативности в обучении изобразительному искусству, необходимо радикально изменить статус предмета в общеобразовательной школе, а именно увеличить количество часов на изучение предмета, предусмотреть вариант деления на подгруппы и оснастить кабинеты специальным оборудованием и учебно-методическими пособиями.

М. ЧЕРНЯЕВА, преподаватель Алексеевского педагогического колледжа

Алексеевка, Белгородская область