Когда-то, в 1967 году, в этих же аудиториях легендарный ученый, основатель математических классов Борис Соломонович Гершман объяснял своим ученикам:
- В переводе с древнегреческого само понятие «математика» означает «наука», «изучение». В основе математики лежат операции подсчета, измерения и описания форм объектов. Это базис, на который опираются знания о структуре, порядке и отношениях. Это основа логического мышления. Это основа всего.
Многие выпускники школы с большой благодарностью вспоминают Бориса Соломоновича, потому что учителю не только удалось привить им любовь к математике, но и заложить основы логического, системного, аналитического мышления, что позволило многим добиться профессионального успеха, причем независимо от выбранной профессии.
Известный политик, общественный деятель, выпускница 1972 года школы №144 (тогда школа носила этот номер, ее в шутку называли «12 в квадрате») Ирина Хакамада в интервью журналу «Стори» вспоминала:
- У нас в школе был учитель Борис Соломонович… Он был гений и математику преподавал как бог…
Именно Борис Соломонович, обладавший присущим математикам даром стратегического предвидения, однажды сказал родителям будущего политика, пришедшим забрать дочь из математического класса из-за перегрузок:
- Не надо… Во-первых, она умная, во-вторых, сосредоточенная и дисциплинированная, а в-третьих, ваш ребенок гениальный, вы когда-нибудь в будущем это поймете.
Время показало, что учитель был прав. А занятия математикой помогли Ирине достичь самых смелых целей.
В числе почитателей Гершмана и известный поэт, художник, сценарист, режиссер Василий Юрьевич Смелянский. В своей автобиографической книге «Вольный русский мастер» он вспоминает:
- Через год меня перевели в другую школу в районе метро «Сокол». Школа - это учитель. И здесь они были. Самый выдающийся - Борис Соломонович Гершман, дядя Сэм, гений математической педагогики. Дядя Сэм дал мне понимание математики как высшей поэзии, а поэзии - как эманации математики…
Но изучение истории школы дает основание полагать, что математические традиции складывались еще задолго до прихода сюда талантливого педагога. Уже с первых дней в учебном заведении была сильная математическая составляющая.
Так, среди первых выпускников школы оказался нападающий московского «Динамо» и «Торпедо» Геннадий Гусаров. Он запомнился болельщикам и почитателям своего таланта неповторимым, как писали газеты, «инженерным» стилем игры.
- Какая машина! - звучали в его адрес слова спортивных комментаторов после очередного забитого мяча. - Это просто математический уклон, привнесенный в футбольную игру в больших количествах и возведенный во всеобщий принцип!
По воспоминаниям коллег по команде, сам Гусаров ни на чем таком не настаивал, он просто играл чисто и точно, как будто проводил вычисления.
Вот они, яркие примеры того, как математические традиции еще советской школы переросли в образ жизни ее выпускников и стали основой их жизненного успеха.
Таких исторических параллелей можно провести еще немало. Но все же стоит вспомнить одну из главных: в 2010 году школе было присвоено имя ее выпускника 1953 года, золотого медалиста, выдающегося инженера, ученого, генерального конструктора НПО «Алмаз», создателя систем противоракетной обороны Александра Алексеевича Леманского. Это большое событие обязывало школу к продолжению славных традиций, связанных прежде всего с точными науками. Одной из них и стала Открытая инженерно-математическая олимпиада имени А.А.Леманского, инициированная педагогическим коллективом учебного заведения и впервые проведенная для школ Северного округа города Москвы чуть раньше - в 2009 году.
Уже тогда педагоги поняли: важно сохранить лучшие традиции советской математической школы, а если получится, и приумножить их. Позже именно эта мысль прозвучит в Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 года: «Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950‑1980 годах… Необходимо сохранить достоинства этой системы и преодолеть серьезные недостатки».
Сегодня олимпиаде ровно 10 лет. И, как и десятилетие назад, в этих аудиториях сосредоточенно выполняют задания школьники. Теперь участников стало гораздо больше. К ним присоединились не только ученики из других районов Москвы, но и юные математики Московской области, Рязани, Твери. Заочный тур сегодня насчитывает около тысячи участников! Популярность открытой олимпиады объясняется просто - участвовать может каждый ученик с третьего по одиннадцатый класс: нужно просто скачать задания и попробовать их сделать дома, спокойно, самостоятельно, не спеша. Потом приехать на очный этап, а далее ждать вестей о результатах от организаторов. Такой порядок очень удобен, особенно для учеников начальных классов и среднего звена, которые не могут пока участвовать во многих городских математических олимпиадах в связи с ограничениями по возрасту.
К составлению заданий в процессе развития олимпиады присоединились и преподаватели высшей школы. Со временем у проекта появились такие партнеры, как Московский педагогический государственный университет и Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).
Бессменным партнером олимпиады все 10 лет является Научно-образовательный центр ПАО «НПО «Алмаз» под руководством Дмитрия Александровича Леманского, продолжателя дела своего отца. Центр активно поддерживает талантливых молодых людей - победителей и призеров олимпиады, помогает им выстроить траекторию дальнейшего образования. Анализируя десятилетний опыт, Дмитрий Александрович Леманский отмечает:
- Математика занимает особое место в науке, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Ее изучение играет системообразующую роль в становлении подрастающего поколения. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, ее экономика и обороноспособность напрямую зависят от уровня математической науки. Открытая инженерно-математическая олимпиада школы №1384 во многом способствует возрождению лучших традиций российского математического образования и их непосредственному развитию.
Олимпиада учится и взрослеет вместе со своими учениками, впитывая веяния времени. Так, в 2018 году в систему заданий была включена «инженерная» составляющая, что позволило поддержать развитие идеи технологического образования. Теперь, кроме заданий по математике (включая логику и теорию множеств, алгебру и арифметику, комбинаторику, математический анализ, математические методы, геометрию), школа предлагает метапредметные задачи по инженерной физике и информатике.
Кроме того, с 2019 года открытая олимпиада стала частью площадки «Школа новых технологий». Это совместный проект Департамента образования и науки и Департамента информационных технологий города Москвы, помогающий сделать школу современным центром инноваций. Теперь все участники олимпиады посредством электронной регистрации на портале включены в городское технологическое сообщество.
Сегодня инженерно-математическая олимпиада имени А.А.Леманского - одна из лучших традиций школы, основополагающий элемент ее развивающей образовательной среды. Это отмечают многие родители, выбирающие школу для обучения своих детей. По мнению председателя управляющего совета, заместителя директора по экономике и финансам ПАО «НПО «Алмаз» Галины Александровны Юдиной, школа №1384 привлекательна для ее ребенка основательной системой взаимодействия с лучшими вузами и предприятиями Москвы, направленной на укрепление не только математических традиций, но и профильного образования в целом. Предпрофессиональные практики, каникулярные инженерные школы, использование площадок технопарков и колледжей - все это лишь малая часть деятельности школы, однако свидетельствующая о больших перспективах.
Итак, сегодня олимпиада отмечает 10‑летний юбилей. А это значит, что ее первые участники уже успели окончить школу или даже вуз и, возможно, сделали свои первые шаги в профессии. Кем они стали? Как сложилась их дальнейшая судьба? Это, к сожалению, нам не всегда известно. Но мы искренне верим: любовь к математике всегда значимый шаг на пути к успеху!

Елена БУСОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1384