Важную роль в познании человека и современного мира играет психология. В последнее время ее значение возрастает.
Современные явления, тем более проблемного, конфликтного характера, как на уровне малых групп, так и международного сообщества, находят свое объяснение не только в экономике, материальном положении людей, в их геополитических интересах, но и в идейных, религиозных, ментальных, психологических установках, ценностях личности и социальных групп.
Как гласит Закон «Об образовании в Российской Федерации», «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов». Закон ориентирует участников образовательного процесса на то, чтобы способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Изучение личности как психологического феномена на уроках обществознания осуществляется в таких темах, как «Человек родился», «Человек - личность», «Особый возраст: отрочество», «Познай самого себя», «Человек и его деятельность», «Что человек чувствует, о чем размышляет». Эти темы рассматриваются в основном с подходов общей психологии (6‑й класс).
В 7‑м классе проблема личности изучается уже в ее взаимодействии с другими людьми, скорее в контексте социальной психологии. Например, раздел «Человек среди людей» включает в себя такие темы, как «Отношения между людьми», «Ты и твои товарищи», «Зачем люди общаются», «Почему нужно быть терпимым».
Конечно, перечисленными темами не ограничивается психологический подход к освещению материала, но также и в других разделах и темах мы можем увидеть психологическую составляющую: «Семья - ячейка общества», «Одноклассники, сверстники, друзья», «Мы - многонациональный народ», «Что такое человечность», «Человек и закон», «Человек и экономика», «Человек и природа».
Личность, человек, являясь центральным звеном всего курса «Обществоведение», предстает сложным, многогранным феноменом. Но вместе с тем сегодня нет однозначного представления о том, из каких же «частей», компонентов состоит личность, какова ее структура. Нельзя не согласиться с оценками В.А.Аверина, данными им в обзоре десяти основных отечественных концепций личности: «Итак, мы встречаемся с парадоксальным фактом. Есть наука, есть объект изучения, разрабатываются методы его изучения, выдвигаются гипотезы, формулируются и формируются концепции, теории и целые направления, но никто не в состоянии вразумительно определить предмет изучения. В этой связи можно понять отчаяние Л.И.Божович, когда она восклицает: «Проблема психологии личности состоит не только в том, что изучать, но и как изучать, то есть с каких позиций следует подходить к этому изучению. Воистину - знаю как, но не знаю что!» Конечно, учитель не посвящает школьника в споры и проблемы «взрослой» науки. Поэтому важно не допустить как примитивного, упрощенного изучения материала, так и его усложнения.
Несмотря на то что структуру личности разные ученые определяют по-разному, нет единого «стандарта» структуры личности, но для учебных целей представляется целесообразным видение разработчиков ФГОС, программы по обществознанию и построенных на их основе учебников, рабочих тетрадей, сборников контрольно-измерительных материалов, поурочных разработок и другой учебно-методической литературы. Среди многочисленных разработок отмечу пособие для учителей «Обществознание. Поурочные разработки. 6‑й класс» авторского коллектива (Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Ви­но­гра­до­ва, Н.И.Го­ро­дец­кая и др.) под редакцией Л.Ф.Ивановой. Отличительной особенностью этого пособия является учет специфики психологии младших подростков. Оно содержит детальную характеристику психологии детей этой возрастной группы. Поскольку не только абстрактная «личность» из учебника является предметом изучения, но и маленькие личности в классе сами являются психологическим феноменом, - сами являются объектом познания и субъектом самопознания.
Несомненно, что с позиции психологических наук можно рассматривать и объяснять в предмете «Обществознание» такие дидактические единицы и понятия, как: отличие человека от животных; потребности, способности, характер; пол и возраст человека; ребенок и взрослый; особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве; общение в детском коллективе; учеба в школе; человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения; сотрудничество; межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (6‑й класс).
Через призму психологических наук будут рассматриваться и такие явления общественной жизни, как: взаимосвязь «я» в социальной роли, социальный конфликт; человек и его ближайшее окружение; общение; межличностные конфликты, их конструктивное разрешение; отклоняющееся поведение (7‑9‑й классы). Таким же образом могут быть рассмотрены и многие другие категории.
Школьное обществознание, опирающееся на многие социально-гуманитарные науки, с дидактической точки зрения не выделяет для школьника ту или иную академическую науку, на основе которой рассматривается материал. Обучение и воспитание осуществляется на основе синтеза всех наук.
Наряду с содержательной составляющей предмета «Обществознание» важную роль играют методика преподавания, современные педагогические технологии. Сегодня в школе широко используется системно-деятельностный подход, активные формы организации учебного процесса на уроках: диалог, дискуссия, ролевые игры, мозговой штурм, работа с различными источниками информации (включая интернет-технологии), подготовка презентаций, коллажи, проектная работа, участие в олимпиадах и конкурсах, различные формы организации внеурочной работы.
Различные формы контроля показывают, что зачастую учащиеся имеют хорошие знания. Обществознание - один из наиболее выбираемых предметов для сдачи экзаменов как в 9‑х, так и в 11‑х классах. Результатом образования в области «Обществознания» должно быть использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни. Однако мы наблюдаем разрыв, противоречие между имеющимися у школьников знаниями и фактическим поведением, выполнением этических и правовых норм.
Это говорит о том, что педагогическая деятельность не всегда является определяющим фактором формирования личности ребенка.
Существенно большее влияние на ребенка, чем школа, оказывает семья. Однако при девиантном поведении подростка механизмов социальной ответственности родителей, семьи, по сути, нет. На формирование внутреннего мира подростка оказывают влияние также окружающие сверстники, события, происходящие как в большом мире, а также и в своей школе, в своем дворе, в своем микрорайоне. Весьма существенное негативное, деструктивное влияние на психику и систему ценностей ребенка оказывают СМИ. Постоянная трансляция сцен агрессии, насилия, жестокости, героизация асоциальных, маргинальных, криминальных «личностей» прививают приверженность к низменным чувствам и «легкой» жизни, оправдывают вандализм. Все это сводит на нет усилия школы и педагогов.
Несомненным положительным явлением современной жизни стала компьютеризация. Однако этот процесс имеет и негативные последствия. Давно доказано, что многие компьютерные игры отрицательно влияют на социально-психологическое здоровье детей и подростков, девальвируют семейные ценности, значимость межличностных отношений. Уходит из нашей жизни книга, культура чтения. Наряду с воздействием на систему неустоявшихся ценностей ребенка возникает и компьютерная зависимость, разрушающая психику растущего человека. Компьютерная зависимость - это форма ухода от реальности в искусственный виртуальный мир. По сути это десоциализация личности. Не случайно эти явления вызвали озабоченность на государственном уровне. В 2010 году был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Современный мир динамичен, подвижен, на наших глазах происходят существенные перемены как в мире, так и в нашей стране. Многие сегодняшние проблемы, новые тенденции в поведении человека, в межличностных отношениях, могут объяснить только фундаментальные, либо прикладные, специальные отрасли психологии. Поэтому обществоведческое образование становится все более востребованным инструментом социализации личности, адекватного мировосприятия, приобщения к социальным нормам и общечеловеческим ценностям. На этом пути школа ждет очень серьезной помощи ученых, педагогической и смежных с нею наук.

Галина СОЛНЦЕВА,
учитель истории и обществознания школы №1596