Профориентационный элемент критически важен в образовании, учитывая все трудности и сложности современного динамичного мира. Многие родители и школьники сталкиваются с проблемой выбора образовательной и карьерной траектории. Эта проблема в первую очередь связана с недостатком первичной информации - учащимся школ просто негде узнать о том, что их ждет в высших учебных заведениях и какие карьерные перспективы могут открыться перед выпускниками вузов.
Проект «Университетские субботы» по РАНХиГС - это моделирование будущего образования для молодых ребят, возможность ознакомиться и попробовать прожить академические практики, поучаствовать в диалоге с профессорско-преподавательским составом академии. Крайне важно, что в процессе общения с преподавателями школьники видят реальные лица и видят личностей. Академия перестает быть безликой организацией, в которой все не так, как в родной школе. Конечно, это позволяет в большой степени избавиться от многих страхов и предрассудков, в сознании выстраивается уже более объективный позитивный образ, основанный на содержимом занятий и открытых лекций. Мы стараемся учить студентов не просто знаниям о людях, об обществе, о государстве, но и применению этих знаний на благо науки и общества. Подход к обучению в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации основывается на передаче не только профессиональных знаний, но и знаний того, как общаться с людьми, как жить в обществе, как создавать вокруг себя позитивную и комфортную среду. «Субботы московского школьника» дают нашим потенциальным абитуриентам понять, насколько важно в современной профессиональной среде обладать так называемыми soft skills. Конечно, их максимально возможная реализация может произойти только в тесной связи с высокой компетенцией, полученной в ходе занятий. «Субботы московского школьника» становятся для обучающихся школ и лицеев демоверсией того, как будет проходить их образовательный процесс с методологической точки зрения.
Еще одна важная особенность проекта с точки зрения академии - его плавность и уместность. Суббота сама по себе - день, когда учащиеся школ могут поменять свой привычный вид деятельности. Смена формата, новая среда, новая площадка - все это позитивно влияет и на социокультурное развитие личности. Здесь же просматривается и фактор сравнения, то есть школьник, ближе ознакомившись с академической средой, может сравнить процесс получения знаний в академии, в школе и в других вузах. Важным наблюдением в ходе реализации проекта является то, что школьники на каждом занятии могут получить обратную связь на основе уже имеющихся знаний и умений, найти свои зоны роста и начать более подробно изучать интересующие их специальности. Нужно отметить, что даже критические замечания, которые школьники получали относительно своих успехов на занятиях в рамках проекта, положительно влияют на их впечатления об академии. Школьники видят, что в них действительно заинтересованы, что их готовы консультировать и направлять в рамках академических траекторий. Это очень позитивно сказывается на дальнейшем восприятии академии уже в статусе студентов.
Важным показателем успеха и заинтересованности в проекте является активная работа школ по формированию запроса на содержание занятий в рамках проекта. Во многом на выбор наших тематик повлияли рекомендации и запросы со стороны школьных коллег, родителей и школьников. Нам удалось привлечь в аудитории действительно заинтересованных слушателей.
Школы и академия постоянно в поиске точек соприкосновения. Довольно часто коллеги из школ посещают наши занятия для получения дополнительной актуальной информации, необходимой в профессиональной деятельности.
Не будем забывать, что главным участником проекта был и остается московский школьник, который, будучи в поиске своего будущего, приходит в субботу в академию и часто остается здесь навсегда. Самые ценные наблюдения о результатах реализации проекта в академии основаны на впечатлениях студентов, которые благодаря посещению «Суббот московского школьника» поступили именно в РАНХиГС.
«Субботы московского школьника» - это не только погружение в академическую среду, это площадка для диалога. Читая отзывы наших студентов, поступивших благодаря участию в проекте, становится понятно, что это странное и даже немного страшное для некоторых школьников словосочетание «академическая среда» означает во многом отношение к обучающимся. Безусловно, крайне важно, чтобы абитуриент знал о том, как с ним будут выстраивать коммуникацию в академии. Особенно важно, что нам удалось перенести на занятия в рамках проекта ту самую атмосферу академического диалога, с которой и начинается путь в профессии и науке.
Промежуточный итог многолетней реализации проекта в РАНХиГС, важно отметить, что академия, школы, родители и школьники научились воспринимать «Университетские субботы» не только как профориентационный и просветительский проект. Пространство академии в выходной день становится площадкой для академического диалога, в котором участниками являются школьники, учителя, родители и преподаватели академии.
Благодаря участию в проекте мы стали более открытыми и готовыми к изменениям. Постоянно меняющийся запрос со стороны аудитории ставит перед нами новые задачи. Количество реальных примеров того, как проект помог абитуриентам с осознанным выбором, как мы считаем, будет неуклонно расти. Необходимо помнить о том, что хороший фундамент качественного и мощного высшего образования должен быть заложен в школьные годы. Только так мы сможем подготовить сильных и мотивированных специалистов, готовых работать на благо своей страны!

Анастасия КОРОЛЕВА, директор Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС

Комментарий
Артемий АТАМАНЕНКО, студент 2‑го курса Института общественных наук РАНХиГС:
- Ближе к окончанию школы я стал серьезно задумываться о поступлении. Самый главный вопрос: «Куда и почему?» Хотелось больше узнать об университетском образовании, да и вообще посмотреть, как все устроено изнутри. Классный руководитель посоветовал зай­ти на сайт проекта и поискать интересующие специальности, посмотреть даты дней открытых дверей. Мне всегда были интересны обществоведческие науки, поэтому мой выбор сразу пал на Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Институт общественных наук. Признаюсь, в первый раз было очень волнительно переступать порог, поскольку это был совершенно другой мир, отличный от привычного школьного. Не до конца понимал, что же все-таки ждет меня в рамках занятия, зачем оно нужно. Мне казалось, что школьниками не будут интересоваться, так как у преподавателей и так слишком много дел, связанных с работой на кафедрах и со студентами. Изначально я был очень приятно удивлен тем, что нас очень тепло и радушно встретили, рассказали об истории академии и института. Очень понравилось то, что вся встреча велась в форме диалога, то есть и я мог задать интересующие вопросы, и лекторы не просто доставляли необходимый материал, а выводили нас на обсуждение, дискуссию, показывали, что мы на самом деле очень многое можем. Подобный опыт бесценен. В повседневной школьной жизни наш диалог происходит только с учителем. Возможность наблюдать беседу учителя с преподавателем академии и, самое главное, принять в ней участие - большая ценность.
Первое, за что я могу поблагодарить «Университетские субботы», - это уверенность в том, что я не буду поступать в неизвестность, а смогу осознанно выбрать свой вуз, свой коллектив, своих будущих наставников и преподавателей. До этого у меня присутствовал страх того, что в вузе знание и формат общения совершенно иные, отличные от школьных.
Сразу после того, как я один раз побывал на «Университетской субботе», я осознал, какой пласт информации мне еще предстоит узнать. Все было новым, и хотелось посмотреть на то, как работают и функционируют разные программы академии. Я стал чаще ходить на дни открытых дверей, так как понял, что только с их посещением у меня будут максимально полные впечатления и понимание того, куда все-таки я буду поступать. Благодаря проекту я смог соприкоснуться с образовательной программой моей мечты и понять, какого типа знаниями и умениями буду овладевать уже с первого курса. Намного комфортнее, когда осознанно идешь на конкретную программу, зная, чему и зачем будешь учиться. После уверенности приходит осознанность выбора, и в этом, я считаю, заключается главная ценность «Университетских суббот» как проекта. Еще одним важным моментом назвал бы возможность обретения будущих друзей еще на этапе поступления. Было очень здорово познакомиться с ребятами, которые также хотят больше узнать о своем будущем и найти, к чему стремиться в высшем образовании. Очень приятно осознавать, что со многими своими знакомыми с «Университетских суббот» общаюсь до сих пор, многих вижу в коридорах и аудиториях академии.
Проучившись уже год в академии, я понимаю, насколько полезен мне был опыт «Университетских суббот». Гораздо меньше был адаптационный период, потому что многие вещи уже знал, был знаком со спе­ци­фи­кой тех же корпусов и аудиторий, а ведь это тоже играет не последнюю роль в получении должного академического опыта. Не секрет, что в школе и в академии разные методики преподавания, поэтому со знанием того, как к студенту относятся на высшей ступени образования, было заметно легче привыкнуть к новому темпу и качеству учебы. Благодаря школе, родителям и «Университетским субботам» я знал, к чему хочу прийти и чему хочу научиться. Это очень сильно помогло добиться высокой академической успеваемости, проявить себя в научной и творческой деятельности, начать профессиональную самореализацию.
Я очень хочу, чтобы проект развивался и в своем развитии учитывал запрос со стороны молодого поколения. Я бы предложил клубный формат в рамках проекта, который позволит привлечь постоянную аудиторию по различным направлениям.