Чтобы в экстремальной ситуации не навредить человеку, а, напротив, суметь спасти ему жизнь и здоровье, необходима серьезная подготовка. И это не только теория, но и прежде всего отработка приемов на практике.
Ученики 9‑11‑х классов нашей школы прошли 144‑часовую подготовку в медицинском колледже №1, получив квалификацию «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Это позволило им не только успешно сдать практическую часть предпрофессионального экзамена в Сеченовском университете, но и проводить соответствующие занятия для других школьников. Непосредственно занятия готовили и проводили учащиеся 11‑го профильного медицинского класса под руководством учителя химии и биологии Елены Евгеньевны Егошиной.
Так, в ходе занятия «Оказание первой помощи при остановке кровообращения» ребятам было предложено выполнить различные ситуационные задания и научиться проводить сердечно-легочную реанимацию на фантомах.
Промывание желудка - это классическая процедура удаления из органа его содержимого, которую обычно используют при отравлениях любого типа. Каковы основные методы, которые используются в ходе данного мероприятия? Существуют ли противопоказания к проведению этой процедуры? Как промыть желудок ребенку в домашних условиях? Ответы на эти вопросы можно было получить на занятии «Очистительные процедуры органов ЖКТ». Школьники научились правильно вводить мини-зонд, при помощи шприца вводить в желудок рабочую жидкость и, наконец, отсасывать ее с помощью того же зонда.
Ребята, посетившие практикум «Уход за здоровым новорожденным ребенком» отлично усвоили, как обрабатывать пуповину, как подмывать малютку, проводить утренний туалет, пеленать.
Пути введения лекарственных препаратов определяются скоростью терапевтического эффекта, его выраженностью и продолжительностью. В некоторых случаях от того, каким способом поступило в организм лекарство, зависит характер его действия, а значит, и наше выздоровление. Практикум «Методы введения лекарственных средств» позволил узнать, что существует несколько основных методов введения медикаментов. А еще ребята учились сами делать это на практике.
Помимо этого на занятиях учили накладывать разные виды повязок, жгутов, шин, останавливать кровотечения и измерять давление, оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, пищевых и химических отравлениях, укусах насекомых.
Хочется верить, что приобретенные ребятами теоретические знания и практические навыки помогут им в экстренной ситуации не растеряться и четко выполнить все необходимые действия.
Многие наши выпускники, прошедшие обучение в медицинском классе и успешно выступавшие на соревнованиях по оказанию первой помощи, выбрали профессию врача и теперь обучаются в различных высших учебных заведениях медицинской направленности. В первую очередь это, конечно же, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, а также Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова, Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И.Евдокимова, Медицинский институт РУДН. Но именно школа сделала первый шаг в подготовке компетентных специалистов, необходимых экономике города и востребованных на современном рынке труда.

Александр ЗАЗУЛИН,
директор школы №1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова, кандидат технических наук