Проще всего заметить ход времени именно на детях. Вот перед нами младенец, он делает первый шаг, произносит первое слово. Вот он научился застегивать пуговицы, пошел в школу, принес первую пятерку… Все это привычные вехи, по которым мы отмечаем взросление ребенка.
А ведь у кого-то они иные. Чей-то ребенок делает первый шаг далеко не в год и даже не в два, он старается встать на ножки после нескольких тяжелых операций и изматывающих упражнений, да и с артикуляцией и пуговицами у него возникают серьезные, порой непреодолимые проблемы… Просто у этого ребенка детский церебральный паралич.
Но одно все же остается неизменным: ребенок все равно пойдет в школу, даже если поедет на коляске или научится передвигаться с ходунками, он обязательно получит свою первую пятерку!
Ребята с ДЦП сейчас могут обучаться и в специализированных учебных заведениях, и в обычных школах, где весь коллектив создает для них необходимые удобства.
Однако в условиях коррекционной школы-интерната сформировать специальную образовательную среду намного проще. Здесь все ориентировано на комфорт и безопасность учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и коррекцию нарушенных функций. Например, ребятам не надо каждый день уезжать домой. С понедельника по пятницу многие из них находятся в стенах учреждения, учатся, выполняют домашние задания, посещают факультативы, кружки, спортивные секции, участвуют в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, викторинах, проектах. Для них организовано пятиразовое сбалансированное и здоровое питание. Выходные же и каникулы проводят дома с родителями.
Именно так организована учебная деятельность в ГКОУ СКОШИ №31 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Можно с уверенностью сказать, что здесь сформирована настоящая образовательная среда, которая не только обучает и воспитывает, но и формирует упорство и социальные навыки. Выпускники школы поступают в ведущие колледжи и вузы, побеждают в конкурсах проектных и исследовательских работ, олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Как же это становится возможным?
Развивающая среда создается в интернате с помощью комплекса условий. О круглосуточном пребывании уже упоминалось. Кроме удобства для школьника и его родителей (не надо тратить силы, время и средства на дорогу) оно еще дает возможность для более качественной реабилитации. Например, в школе ребенок с НОДА больше ходит, ведь ему хочется пообщаться с друзьями, да и гораздо удобнее двигаться: по всему коридору закреплены перила, дверные проемы расширены, нет порогов, о которые можно было бы споткнуться, у крыльца есть пандус, а на верхние этажи поднимет современный и безопасный лифт.
Образовательный процесс ориентирован на детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся получают тот же объем материала, но по адаптированным программам, в связи с чем учатся на год дольше, чем их здоровые сверстники. В классах по 5‑10 учеников. В просторных светлых кабинетах стоит несколько учебных столов, регулируемых по высоте и углу наклона, такие же регулируемые стулья, шкафы, где ребята хранят свои тетради и учебники, стеллажи с книгами, диванчик, на который можно прилечь, если разболелась спина. В холлах также диванчики, низкие столики с журналами и играми, стенды со школьной газетой, рисунками и поделками.
Техническое оснащение школы улучшается с каждым годом. Многие кабинеты оснащены интерактивными панелями, которые используются во время уроков, а также большими телевизорами, которые можно смотреть в свободное время. Готовится к вводу в эксплуатацию лингафонный кабинет. Несколько классов оснащены необходимым количеством компьютеров: здесь можно проводить уроки, внеурочные мероприятия, ребята могут прийти поработать над проектом или домашним заданием.
А еще учащиеся получают помощь психологов, дефектологов, логопедов, инструкторов адаптивной физической культуры, деятельность которых неизменно сопровождается использованием современных аппаратных средств и инновационных технологий. Так, например, логопеды в работе с детьми со сложными нарушениями используют различные компьютерные логопедические, коррекционно-диагностические программы, кабинеты логотерапевтической коррекции, речевые тренажеры.
«Томатис» - инновационная технология коррекции психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она действенна при нарушениях речевого развития, при двигательных нарушениях, аутистическом спектре, дисграфии, дислексии, нарушении функции равновесия. Суть метода, созданного французским ученым А.Томатисом в 90‑х годах прошлого века, в прослушивании особенным образом обработанных музыкальных записей через специальные наушники. При этом сигнал подается одновременно на барабанную перепонку и на кости черепа, а в записи определенным образом чередуются низкие и высокие тона. Это заставляет ухо и мозг работать активнее, а следствием тренировки является значительное повышение внимания и сосредоточенности, улучшение равновесия и адаптации.
Методика «Томатис» довольно эффективна в комплексной терапии и как средство коррекции. Она помогает справиться со многими проблемами, среди которых нарушения устной и письменной речи, внимания, мотивации, эмоциональные расстройства; она способствует улучшению процессов памяти, мыслительной деятельности, повышению уровня коммуникабельности и мотивации к обучению, помогает в работе логопеда и дефектолога.
Аппарат «Синхро-С» преобразует ЭЭГ в музыкальный сигнал, который прослушивает ребенок. На рефлекторном уровне это приводит к тому, что организм самостоятельно корректирует нарушения. Метод позволяет привести в норму психоэмоциональное состояние, снять головные боли, нормализовать артериальное давление, стимулировать речевое развитие и когнитивные функции, уменьшить гиперактивность.
Сенсорная интеграция - это комплекс игровых упражнений, направленный на то, чтобы синхронизировать чувственное восприятие ребенка. Дети с ДЦП часто в силу своих особенностей страдают расстройствами в сенсорной сфере, а занятия со специальными приспособлениями, проводимые психологом, позволяют сенсорной системе ребенка «дозреть», что дает ощутимый развивающий и коррекционный эффект. Сенсорная терапия позволяет ребенку иначе ощутить мир и себя в нем. У школьника улучшается эмоциональное состояние, появляется стремление к знаниям, он становится самостоятельнее и увереннее в своих действиях и передвижениях.
Специалисты в области адаптивной физической культуры стремятся скорректировать двигательные нарушения детей с ДЦП, научить их тому, что так легко удается здоровым детям и так непросто - детям с особенностями развития. И в этом им помогают различные средства реабилитации, от обычных тренажеров и беговых дорожек до стабилоплатформ, которые могут использоваться для подготовки космонавтов, а у нас помогают ребятам с ОВЗ тренировать способность сохранять вертикальное положение тела.
Инновационные методики в учебном процессе, поддержка учредителя и ГКУ Дирекции ДОгМ, качественное оснащение школы новейшим оборудованием, высококвалифицированные специалисты - вот что делает ГКОУ СКОШИ №31 уникальным коррекционным образовательным учреждением с богатыми традициями и достойными перспективами. Ученики с особыми образовательными потребностями получают здесь и хорошее образование, и возможности для саморазвития и социализации, и профессиональную коррекцию.
Время идет вперед, и на смену выпускникам приходят первоклассники. Появляются новые методики и приспособления, технические средства, которые еще десять - двадцать лет назад казались чем-то из области фантастики. Но главное, что остается неизменным, - это любовь педагогов и сотрудников школы к детям, желание помочь им найти себя в этом большом мире, войти в него смело и уверенно!

Елена СЕРЕДКИНА, директор ГКОУ СКОШИ №31